Глава 12 - ПОСВЯЩЕНИЕ СВОЕГО ОБЕТА НЕ АЛЛАХУ ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ

Глава 12

ПОСВЯЩЕНИЕ СВОЕГО ОБЕТА НЕ АЛЛАХУ
ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Необходимость быть верным данному обету.
2. Если обет является обрядом поклонения, то его обращение не к Аллаху, а к чему-либо другому, является ширком.
3. Нельзя исполнять обет, данный в неповиновении Аллаху.

Всевышний Аллах сказал:
«Они исполняют свои обеты*1 и боятся дня, зло которого разлетится повсюду» (Человек, 7).
Он сказал также:
«И какое бы пожертвование вы ни делали, и какой бы обет ни давали, поистине, Аллах знает о том. И нет у несправедливых помощников!» (Корова, 270).

*1 Ар-Рафии в своем труде «Шарх аль-Минхадж» сказал: «Цель дающего обет для машхадов святых шейхов или в местах, в которых жил или которые посещал святой праведник, — и это является главной и истинной целью — возвеличивание этого места, машхада, мечети, или возвеличивание того, кто похоронен там, кому это место приписано или ради кого оно воздвигнуто. Данный обет является недействительным и неразрешенным. Эти люди убеждены в том, что эти места являются особенными, полагая, что они могут отводить несчастья и приносить благоденствие. Давая обет, они просят излечения от болезней: они дают обет даже камням, когда слышат, что «к нему прислонился праведный раб». Они дают могилам обеты зажечь на них светильник, свечи или масло, и говорят: «Наш обет был принят могилой такого-то или местом такого-то», — имея в виду желанное исцеление больного, приезд отсутствующего, безопасность имущества и иные метафорические обеты. Подобный обет, без сомнения, является недействитель­ным и тщетным.
Ибн Теймийа сказал следующее:
«Идолы, солнце, луна и другие вещи наподобие могил, давание обета в честь них подобно тому как клясться любым из созданий. Подобно тому как не приводится в исполнение данная клятва не Аллахом, в этом тоже нет надобности в искуплении его. Давать обет творениям из того же ряда и эти два деяния являются ширком».
Все эти обеты, которые даны сотворенным, какой вид бы они не приобретали, они все по единогласию (ученых) являются ширком. Так как даны эти обеты ради сотворенного. А обеты, принесенные не ради Аллаха – запрещены.Так как обет – это один из видов поклонения. А поклонение должно совершаться не ради другого, а только ради Аллаха.
Обет (Назр) - это одно из видов поклонения, которое является обязательным посвятить только одному Аллаху, у которого нету сотоварищей. А если же его посвятить кому-то кроме Аллаха, то это является ширком (многобожием), которое выводит человека из религии. Обет, языковое значение – обязывать себя чем-то из действий. Обет, его шариатское значение – это обязывать себя поклонением, которым не обязал шариат в основе.
Посвящение обета не Аллаху является проявлением великого многобожия.
Обет бывает двух видов:
1 - Это обязывание себя каким-то поклонением. И это обязывание ни с чем не связано. Например, человек говорит: «Я даю обет /назр Всевышнему Аллаху, что совершу два ракаата молитвы». И это происходит без какой-либо причины. Этот вид обета /назра не заходит в то, что порицал пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Нет в нем добра. Он только лишь берется от жадного». Муслим, 1639.
​2 - Человек обязывает себя каким-то поклонением, прося за это поклонение что-то у Всевышнего Аллаха. Например, он говорит: «Если Всевышний Аллах излечит такого-то человека от болезни, то я даю обет /назр/ раздать столько-то милостыни». Или говорит: «Если я сдам экзамены, то всю ночь простою в молитве». Такой человек как будто бы ставит условие Всевышнему Аллаху, говоря: «О Господь, если ты мне дашь это и это, то я буду держать пост /саум». То есть это по какой-то причине, прося что-то взамен. Это и есть то, о чем сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Нет в нем добра. Им только лишь берется от жадного». Муслим, 1639.


В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Аиши о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Тот, кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорным Ему, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, не должен Его ослушиваться. (Аль-Бухари 11/504, 508, Ахмад 6/36, Абу Дауд (3289), ат-Тирмизи (1526), ан-Насаи 7/17, Ибн Маджа (2126).