Глава 51
ОБ ИМЕНАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Утверждение наличия имен у Аллаха.
2. Утверждение того, что Его имена прекрасны.
3. Повеление взывать к Аллаху ими.
4. Повеление отвергать невежественных людей, которые отрицают имена Аллаха и раскольничают о них.
5. Разъяснение понятия «раскольничество» в отношении имен Аллаха.
Всевышний Аллах сказал:
«У Аллаха — прекрасные имена; взывайте к Нему ими, и оставьте тех, кто раскольничает о Его именах. Им воздастся за то, что они делают!»*1 (Преграды, 180).
*1 Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У Аллаха — девяносто девять имен: сто без одного. Тот, кто перечислит их, войдет в Рай. [1] Он — Один и любит нечетное…» (Аль-Бухари 11/186—192, Муслим [2277]). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что нам известно только девяносто девять прекрасных имен Аллаха. По ним раб узнает своего Господа, и они указывают на Его совершенство. В данном аяте Аллах предостерег нас от раскольничества о них.
Ибн аль-Кайим сказал: «Раскольничество заключается в том, что имена и качества Аллаха не признают и отрицают, или не признают их значение и делают бессмысленными, или искажают их истинный смысл и изменяют его путем аллегорического толкования, или дают эти имена творениям».
Необходимо знать, что Всевышний Аллах абсолютно не похож на Свои творения ни сущностью, ни качествами. Он сказал: «Нет ничего, подобного Ему» (Совет, 11). Отрицание же или неверное толкование качеств Аллаха приводит к отклонению от дороги посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что и постигло джахмитов, мутазилитов и многих других.
Ибн аль-Кайим сказал, что имена и качества Господа можно подразделить на несколько групп:
— относящиеся к Его сущности, такие как Сущий (Зат), Существующий (Мауджуд);
— относящиеся к Его качествам, такие как Всеведущий (аль-Алим), Всемогущий (аль-Кадир), Всеслышащий (ас-Сами’), Всевидящий (аль-Басыр);
— относящиеся к Его деяниям, такие как Творец (аль-Халик), Наделяющий благами (ар-Раззак);
— отрицающие Его недостатки и подчеркивающие Его совершенство, такие как Святой (аль-Куддус), Совершенный (ас-Салам);
— объединяющие несколько атрибутов и не ограничивающиеся одним, такие как аль-Маджид (Славный), аль-Азим (Великий), ас-Самад (Вечный). Например, имя аль-Маджид (Славный) объединяет несколько качеств совершенства и подчеркивает обширность, величие и изобилие. Аллах сказал: «…Владыка Трона, Славный…» [Зу-ль-Арш аль-Маджид] (Башни, 15). Он
— Владыка Трона обширного, величественного, славного;
— образующиеся в результате упоминания одного из качеств после другого, то есть благодаря добавлению второго к первому. Например, «Самодостаточный, Восхваляемый» (аль-Гани аль-Хамид). Самодостаточность
— это качество совершенства, так же, как и хвала. Однако вместе они образуют третье совершенство. Это относится ко всем подобным именам Аллаха, упомянутым в Коране, таким как Всепрощающий, Всемогущий (аль-Гафур аль-Кадир), Восхваляемый, Славный (аль-Хамид аль-Маджид), Могущественный, Мудрый (аль-Азиз аль-Хаким).
Как на то указал Ибн Касир, у Аллаха есть и неизвестные нам имена. Он опирался на следующий хадис Ибн Масуда от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Если кого-либо из вас охватит тревога или печаль, и он скажет: «О Аллах! Я — Твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабы. Мой хохол [душа. — Ред.] — в Твоих руках. На мне утверждено Твое постановление, и справедливо ко мне Твое предопределение. О Аллах! Я прошу Тебя всеми именами, присущими Тебе, которыми Ты Сам назвал Себя, или ниспослал их в Своей Книге, или научил им кого-либо из Своих творений, или сохранил их у Себя в знании сокровенного, сделай Величественный Коран садом моей души, светом моего сердца, снятием моей печали и исчезновением моей тревоги и скорби» — тому Аллах обязательно развеет его тревогу и печаль, и их место займет радость. Его спросили: «О посланник Аллаха! Разве не должны мы выучить это?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Конечно, каждому, кто услышит это, следует его выучить (Ахмад 1/391 и 452, Ибн Хиббан (2372); достоверный хадис).
Ибн Абу Хатим приводит толкование Ибн Аббаса о словах Аллаха: «Тех, кто раскольничает о Его именах…» — это те, кто придает Ему сотоварищей».
Ибн Аббас также сказал: «Имя ал-Лат произошло от «аль-Илях» (Божество), а имя «аль-Узза» — от «аль-Азиз» (Могущественный)».
Аль-Амаш сказал: «Они [раскольники] вносят в них [имена Аллаха. — Ред.] то, что к ним не относится».
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТЬДЕСЯТ ПЕРВОЙ
Подтверждение прекрасных имен, которыми Всевышний назвал Себя Сам и которыми Его назвал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относится к основам таухида. При этом необходимо познать огромное значение этих прекрасных имен, признать их великолепие, поклоняться Аллаху посредством их и взывать к Нему ими.
Обращаясь с какой-либо духовной или мирской просьбой к своему Господу, рабу Аллаха следует обращаться к Нему посредством подходящего для данной ситуации имени, выбрав его из всех прекрасных имен Всевышнего. Если человек испрашивает для себя удела, то ему следует обращаться к Аллаху посредством Его имени Наделяющий благами (ар-Раззак). Чтобы получить Его милость либо прощение, к Нему следует обращаться как к Милостивому (ар-Рахман), Милующему (ар-Рахим), Благотворителю (аль-Барр), Щедрому (аль-Карим), Всепомилующему (аль-‘Афу), Всепрощающему (аль-Гаффар), Принимающему покаяния (ат-Тавваб) и т.д.
Еще более лучшим является обращение к Нему с мольбой, мысленно представляя себе значения Его прекрасных имен, всем сердцем проникаясь ими, чтобы оно ощутило влияние этих замечательных качеств и усвоило их возвышенное значение.
Например, имена величия, возвышенности, славы, великолепия и достоинства наполняют сердца возвеличиванием Аллаха и глубочайшим почтением к Нему.
Имена красоты, благотворительности, благодеяния, милости и щедрости наполняют сердца любовью и стремлением к Аллаху, прославлением Его и благодарностью Ему.
Имена могущества, мудрости, всеведения и силы преисполняют сердце покорностью Аллаху, смирением и благоговением перед Ним.
Имена знания, осведомленности и наблюдения наполняют сердце человека ощущением того, что Аллах постоянно следит за каждым его шагом, и он не позволяет себе дурных порочных намерений.
Имена богатства и доброты наполняют сердце ощущением потребности в Аллахе, чувством необходимости обращаться к Нему в любое время и в любой ситуации.
Подобные чувства, которыми преисполняются сердца благодаря осознанию рабом Аллаха Его имен и качеств, которыми он взывает к Нему и посредством которых он Ему поклоняется, являются самыми возвышенными, самыми прекрасными и самыми совершенными. Это есть наилучшие дары Аллаха, благодаря которым человек поклоняется Ему, поскольку они представляют собой дух таухида и Его благо. Осознавшему это открываются врата истинного, чистого таухида и совершенной веры, которую обретают лишь подлинные муваххиды.
Утверждение этих имен и атрибутов является основой для достижения этой наивысшей цели, а раскольничество в отношении них противоречит и совершенно несовместимо с ней.
Раскольничество имеет свои разновидности: некоторые раскольники отрицают значения имен и качеств Аллаха, как это делают джахмиты и их последователи. Другие уподобляют имена и качества Аллаха качествам Его творений, как это делают рафидиты-мушаббихиты и другие.
Иногда именами Всевышнего Аллаха именуют Его творения, что характерно для мушриков, а в частности для язычников доисламской Аравии. Они произвели имя ал-Лат от имени Всевышнего аль-Илях, аль-Узза — от имени Аллаха аль-Азиз, а Манат — от Его имени аль-Маннан (Всемилостивый). Используя прекрасные имена Аллаха для этих названий, они тем самым уподобляли Ему свои божества, приписывали им право на поклонение, которое принадлежит только Одному Аллаху.
Сущность же раскольничества в отношении имен Аллаха состоит в изменении их истинного значения, будь то в словесной или смысловой форме, или путем неверного их толкования, что полностью противоречит таухиду и вере.
[1] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине у Аллаха — девяносто девять имен. Тот, кто перечислит их, войдет в Рай», передал аль-Бухари и другие.
В этом три ступени:
Первая ступень: Перечислить (со знанием) эти имена, произнесет их и сосчитает их.
Вторая ступень: Размышлять над значениями и смыслами этих имен.
Третья ступень: Взывать к Аллаху посредством их, как сказано об этом в аяте. [«У Аллаха — прекрасные имена; взывайте к Нему ими» (Преграды, 180)]. (Тайсируль Азизуль Хамид, Сулеймана бин Абдуллаха).
ОБ ИМЕНАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Утверждение наличия имен у Аллаха.
2. Утверждение того, что Его имена прекрасны.
3. Повеление взывать к Аллаху ими.
4. Повеление отвергать невежественных людей, которые отрицают имена Аллаха и раскольничают о них.
5. Разъяснение понятия «раскольничество» в отношении имен Аллаха.
Всевышний Аллах сказал:
«У Аллаха — прекрасные имена; взывайте к Нему ими, и оставьте тех, кто раскольничает о Его именах. Им воздастся за то, что они делают!»*1 (Преграды, 180).
*1 Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У Аллаха — девяносто девять имен: сто без одного. Тот, кто перечислит их, войдет в Рай. [1] Он — Один и любит нечетное…» (Аль-Бухари 11/186—192, Муслим [2277]). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что нам известно только девяносто девять прекрасных имен Аллаха. По ним раб узнает своего Господа, и они указывают на Его совершенство. В данном аяте Аллах предостерег нас от раскольничества о них.
Ибн аль-Кайим сказал: «Раскольничество заключается в том, что имена и качества Аллаха не признают и отрицают, или не признают их значение и делают бессмысленными, или искажают их истинный смысл и изменяют его путем аллегорического толкования, или дают эти имена творениям».
Необходимо знать, что Всевышний Аллах абсолютно не похож на Свои творения ни сущностью, ни качествами. Он сказал: «Нет ничего, подобного Ему» (Совет, 11). Отрицание же или неверное толкование качеств Аллаха приводит к отклонению от дороги посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что и постигло джахмитов, мутазилитов и многих других.
Ибн аль-Кайим сказал, что имена и качества Господа можно подразделить на несколько групп:
— относящиеся к Его сущности, такие как Сущий (Зат), Существующий (Мауджуд);
— относящиеся к Его качествам, такие как Всеведущий (аль-Алим), Всемогущий (аль-Кадир), Всеслышащий (ас-Сами’), Всевидящий (аль-Басыр);
— относящиеся к Его деяниям, такие как Творец (аль-Халик), Наделяющий благами (ар-Раззак);
— отрицающие Его недостатки и подчеркивающие Его совершенство, такие как Святой (аль-Куддус), Совершенный (ас-Салам);
— объединяющие несколько атрибутов и не ограничивающиеся одним, такие как аль-Маджид (Славный), аль-Азим (Великий), ас-Самад (Вечный). Например, имя аль-Маджид (Славный) объединяет несколько качеств совершенства и подчеркивает обширность, величие и изобилие. Аллах сказал: «…Владыка Трона, Славный…» [Зу-ль-Арш аль-Маджид] (Башни, 15). Он
— Владыка Трона обширного, величественного, славного;
— образующиеся в результате упоминания одного из качеств после другого, то есть благодаря добавлению второго к первому. Например, «Самодостаточный, Восхваляемый» (аль-Гани аль-Хамид). Самодостаточность
— это качество совершенства, так же, как и хвала. Однако вместе они образуют третье совершенство. Это относится ко всем подобным именам Аллаха, упомянутым в Коране, таким как Всепрощающий, Всемогущий (аль-Гафур аль-Кадир), Восхваляемый, Славный (аль-Хамид аль-Маджид), Могущественный, Мудрый (аль-Азиз аль-Хаким).
Как на то указал Ибн Касир, у Аллаха есть и неизвестные нам имена. Он опирался на следующий хадис Ибн Масуда от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Если кого-либо из вас охватит тревога или печаль, и он скажет: «О Аллах! Я — Твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабы. Мой хохол [душа. — Ред.] — в Твоих руках. На мне утверждено Твое постановление, и справедливо ко мне Твое предопределение. О Аллах! Я прошу Тебя всеми именами, присущими Тебе, которыми Ты Сам назвал Себя, или ниспослал их в Своей Книге, или научил им кого-либо из Своих творений, или сохранил их у Себя в знании сокровенного, сделай Величественный Коран садом моей души, светом моего сердца, снятием моей печали и исчезновением моей тревоги и скорби» — тому Аллах обязательно развеет его тревогу и печаль, и их место займет радость. Его спросили: «О посланник Аллаха! Разве не должны мы выучить это?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Конечно, каждому, кто услышит это, следует его выучить (Ахмад 1/391 и 452, Ибн Хиббан (2372); достоверный хадис).
Ибн Абу Хатим приводит толкование Ибн Аббаса о словах Аллаха: «Тех, кто раскольничает о Его именах…» — это те, кто придает Ему сотоварищей».
Ибн Аббас также сказал: «Имя ал-Лат произошло от «аль-Илях» (Божество), а имя «аль-Узза» — от «аль-Азиз» (Могущественный)».
Аль-Амаш сказал: «Они [раскольники] вносят в них [имена Аллаха. — Ред.] то, что к ним не относится».
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТЬДЕСЯТ ПЕРВОЙ
Подтверждение прекрасных имен, которыми Всевышний назвал Себя Сам и которыми Его назвал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относится к основам таухида. При этом необходимо познать огромное значение этих прекрасных имен, признать их великолепие, поклоняться Аллаху посредством их и взывать к Нему ими.
Обращаясь с какой-либо духовной или мирской просьбой к своему Господу, рабу Аллаха следует обращаться к Нему посредством подходящего для данной ситуации имени, выбрав его из всех прекрасных имен Всевышнего. Если человек испрашивает для себя удела, то ему следует обращаться к Аллаху посредством Его имени Наделяющий благами (ар-Раззак). Чтобы получить Его милость либо прощение, к Нему следует обращаться как к Милостивому (ар-Рахман), Милующему (ар-Рахим), Благотворителю (аль-Барр), Щедрому (аль-Карим), Всепомилующему (аль-‘Афу), Всепрощающему (аль-Гаффар), Принимающему покаяния (ат-Тавваб) и т.д.
Еще более лучшим является обращение к Нему с мольбой, мысленно представляя себе значения Его прекрасных имен, всем сердцем проникаясь ими, чтобы оно ощутило влияние этих замечательных качеств и усвоило их возвышенное значение.
Например, имена величия, возвышенности, славы, великолепия и достоинства наполняют сердца возвеличиванием Аллаха и глубочайшим почтением к Нему.
Имена красоты, благотворительности, благодеяния, милости и щедрости наполняют сердца любовью и стремлением к Аллаху, прославлением Его и благодарностью Ему.
Имена могущества, мудрости, всеведения и силы преисполняют сердце покорностью Аллаху, смирением и благоговением перед Ним.
Имена знания, осведомленности и наблюдения наполняют сердце человека ощущением того, что Аллах постоянно следит за каждым его шагом, и он не позволяет себе дурных порочных намерений.
Имена богатства и доброты наполняют сердце ощущением потребности в Аллахе, чувством необходимости обращаться к Нему в любое время и в любой ситуации.
Подобные чувства, которыми преисполняются сердца благодаря осознанию рабом Аллаха Его имен и качеств, которыми он взывает к Нему и посредством которых он Ему поклоняется, являются самыми возвышенными, самыми прекрасными и самыми совершенными. Это есть наилучшие дары Аллаха, благодаря которым человек поклоняется Ему, поскольку они представляют собой дух таухида и Его благо. Осознавшему это открываются врата истинного, чистого таухида и совершенной веры, которую обретают лишь подлинные муваххиды.
Утверждение этих имен и атрибутов является основой для достижения этой наивысшей цели, а раскольничество в отношении них противоречит и совершенно несовместимо с ней.
Раскольничество имеет свои разновидности: некоторые раскольники отрицают значения имен и качеств Аллаха, как это делают джахмиты и их последователи. Другие уподобляют имена и качества Аллаха качествам Его творений, как это делают рафидиты-мушаббихиты и другие.
Иногда именами Всевышнего Аллаха именуют Его творения, что характерно для мушриков, а в частности для язычников доисламской Аравии. Они произвели имя ал-Лат от имени Всевышнего аль-Илях, аль-Узза — от имени Аллаха аль-Азиз, а Манат — от Его имени аль-Маннан (Всемилостивый). Используя прекрасные имена Аллаха для этих названий, они тем самым уподобляли Ему свои божества, приписывали им право на поклонение, которое принадлежит только Одному Аллаху.
Сущность же раскольничества в отношении имен Аллаха состоит в изменении их истинного значения, будь то в словесной или смысловой форме, или путем неверного их толкования, что полностью противоречит таухиду и вере.
[1] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине у Аллаха — девяносто девять имен. Тот, кто перечислит их, войдет в Рай», передал аль-Бухари и другие.
В этом три ступени:
Первая ступень: Перечислить (со знанием) эти имена, произнесет их и сосчитает их.
Вторая ступень: Размышлять над значениями и смыслами этих имен.
Третья ступень: Взывать к Аллаху посредством их, как сказано об этом в аяте. [«У Аллаха — прекрасные имена; взывайте к Нему ими» (Преграды, 180)]. (Тайсируль Азизуль Хамид, Сулеймана бин Абдуллаха).