Глава 60
О ТЕХ, КТО ОТРИЦАЕТ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Разъяснение обязательности веры в Предопределение [1].
2. Разъяснение того, как следует верить в Предопределение.
3. Указание на бесплодность действий того, кто не уверовал в Предопределение.
4. Указание на то, что человек не почувствует вкуса веры до тех пор, пока не уверует в Предопределение.
5. Упоминание о том, что Аллах создал в первую очередь.
6. В тот час была записана мера всего сущего вплоть до наступления Часа.
7. Отречение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от того, кто не уверовал в Предопределение.
8. Обычай салафов устранять сомнения по поводу какого-либо вопроса путем постановки данной проблемы перед учеными.
9. Ученые отвечали им тем, что устраняло их сомнение, обосновывая свои слова ссылкой только на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Ибн Умар сказал: «Клянусь Тем, Кому принадлежит душа Ибн Умара, если бы у одного из них была гора золота величиной с гору Ухуд, и он потратил бы все это богатство во имя Аллаха, то Аллах не принял бы это до тех пор, пока этот человек не уверует в Предопределение». Затем он привел в доказательство своих слов высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Вера означает, что ты веруешь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день, а также веруешь в Предопределение с его добром и злом. Этот хадис передал Муслим.
Убада ибн ас-Самит сказал своему сыну: «Сынок, ты почувствуешь вкус веры только тогда, когда осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Первым, что создал Аллах, было Перо [аль-Калам. — Ред.]. Затем Он повелел ему: «Пиши!» Перо спросило: «О Господь, что мне писать?» Всевышний сказал: «Записывай меру всего вплоть до наступления Часа». Сынок, я также слышал, как посланник Аллаха сказал: Тот, кто умер без подобных убеждений [без веры в Предопределение. — Ред.], тот не от меня. (Абу Дауд [4700]).
В ривайе у Ахмада говорится: «Первым, что создал Всевышний Аллах, было Перо. Затем Он повелел ему: «Пиши!» И в этот час было записано все сущее вплоть до дня Воскресения».
В ривайе у Ибн Вахба говорится: Посланник Аллаха сказал:
Тот же, кто не уверует в Предопределение с его добром и злом, будет сожжен Аллахом в Огне.
Ахмад в «аль-Муснаде и Ибн Маджа в «ас-Сунане» передали хадис Ибн ад-Дайлами, который сказал:
«Придя к Убаййу ибн Ка’бу, я сказал: «В моей душе есть нечто, заставляющее меня усомниться в Предопределении. Расскажи мне что-нибудь, быть может, Аллах удалит это из моего сердца». Он сказал: «Если ты потратишь во имя Аллаха гору золота величиной с гору Ухуд, то Он не примет это от тебя до тех пор, пока ты не уверуешь в Предопределение и не осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. Если же ты умрешь без подобных убеждений, то окажешься среди обитателей Огня». После этого я посетил Абдуллаха ибн Масуда, Хузейфу ибн аль-Йамана и Зейда ибн Сабита, и каждый из них сказал мне то же самое, ссылаясь на Пророка»*1. Достоверный хадис, приведенный аль-Хакимом в «ас-Сахихе». (Ахмад 5/182, Абу Дауд (4699), Ибн Маджа (77), достоверный хадис).
*1 Хузейфа рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: В каждой общине есть маги, и маги этой общины — это те, которые отрицают Предопределение. Если кто-либо из них умрет, за него не должен совершаться погребальная молитва, а если кто-либо из них заболеет, его не следует навещать. Они — приверженцы ад-Даджжала, и Аллах обязался привести их к ад-Даджжалу. (Абу Дауд (4692), Ахмад 5/407; хороший хадис). Аллах приготовил для них мучительное наказание и сказал: «…В тот день, когда поволокут их на лицах в Огонь — вкусите прикосновение геенны! Поистине, Мы каждую вещь создали по Предопределению!» (Месяц, 48—49).
Первым же, кто начал отрицать Предопределение, был Ма’бад аль-Джухани (уб. в 699—700 или 703—704 г), проповедовавший свои порочные взгляды в Басре.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТИДЕСЯТОЙ
Книга Аллаха, Сунна и единодушное мнение мусульманской общины сходятся на том, что вера в Предопределение является одним из столпов веры. Это означает, что происходит лишь то, что угодно Аллаху, а то, что не угодно Ему, не происходит. Тот же, кто не верит в это, не уверовал в Аллаха должным образом.
Мы должны веровать во все аспекты Предопределения: веровать в то, что Аллаху ведомо абсолютно все, что Он записал у Себя в Хранимой Скрижали все, что было, и все, что будет вплоть до дня Воскресения, а также верить в то, что все дела сотворённых являются Его творением и вершатся по Его замыслу и Его могуществом.
Однако вера в Предопределение не станет правильной и совершенной без осознания того, что Аллах не вынуждает Своих рабов поступать вопреки тому, что им хочется, а предоставляет им свободу выбора в повиновении Ему или непослушании.
[1] «Однажды мы сидели около посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед нами появился человек в необычайно белых одеждах и с необычайно чёрными волосами. На нём не было никаких следов дальнего путешествия, но никто из нас не знал его. Затем сел напротив пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прикоснувшись коленями к его коленям и положив ладони на его бёдра. И сказал: «О Мухаммад, расскажи мне об Исламе». Посланник Аллаха сказал: «Ислам означает засвидетельствовать, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершать молитвы, платить закят, поститься в рамадан и совершить большое паломничество к Дому, если ты в состоянии сделать это». Он сказал: «Ты сказал верно». И мы были удивлены тому, что он спрашивал и сам же подтвердил достоверность его слов. Он сказал: «Расскажи мне о Имане». Он (Мухаммад) сказал: «Ты должен верить в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день и в предопределение с его добром и злом». Он сказал: «Расскажи мне об Ихсане». Он (Мухаммад) сказал: «Ты должен поклоняться Аллаху, как будто ты видишь Его, и если не бывает (так, что) ты видишь Его, то поистине Он видит тебя». Он сказал: «Расскажи мне о (Судном) Часе». Он (Мухаммад) ответил: «Спрашиваемый знает не больше спрашивающего». Он сказал: «Расскажи мне о его предзнаменованиях». Он (Мухаммад) сказал: «У рабыни родится её госпожа, и ты увидишь босых, нагих, обездоленных пастухов, соревнующихся в строительстве высоких зданий». После этого он ушёл, а я ещё остался на какое-то время. Затем пророк сказал: «О Умар, знаешь ли ты, кто задавал вопросы?» Я (Умар) сказал: «Аллах и Его посланник знают лучше всего». Он (Мухаммад) сказал: «Это был Джибриль, который пришёл к вам научить вас вашей религии». (Передал Муслим).
В этом хадисе есть доказательство того, что из основ имана - вера в предопределение с шестью упомянутыми столпами веры. И тот, кто не уверует в предопределение с его добром и злом, то тот отверг все основы веры и не уверовал в них. Подобно тому, как сказал Аллах об этом: «Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете. Они купили мирскую жизнь за Последнюю жизнь. Их мучения не будут облегчены, и им не будет оказана помощь». (Фатхуль Маджид).
О ТЕХ, КТО ОТРИЦАЕТ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Разъяснение обязательности веры в Предопределение [1].
2. Разъяснение того, как следует верить в Предопределение.
3. Указание на бесплодность действий того, кто не уверовал в Предопределение.
4. Указание на то, что человек не почувствует вкуса веры до тех пор, пока не уверует в Предопределение.
5. Упоминание о том, что Аллах создал в первую очередь.
6. В тот час была записана мера всего сущего вплоть до наступления Часа.
7. Отречение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от того, кто не уверовал в Предопределение.
8. Обычай салафов устранять сомнения по поводу какого-либо вопроса путем постановки данной проблемы перед учеными.
9. Ученые отвечали им тем, что устраняло их сомнение, обосновывая свои слова ссылкой только на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Ибн Умар сказал: «Клянусь Тем, Кому принадлежит душа Ибн Умара, если бы у одного из них была гора золота величиной с гору Ухуд, и он потратил бы все это богатство во имя Аллаха, то Аллах не принял бы это до тех пор, пока этот человек не уверует в Предопределение». Затем он привел в доказательство своих слов высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Вера означает, что ты веруешь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день, а также веруешь в Предопределение с его добром и злом. Этот хадис передал Муслим.
Убада ибн ас-Самит сказал своему сыну: «Сынок, ты почувствуешь вкус веры только тогда, когда осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Первым, что создал Аллах, было Перо [аль-Калам. — Ред.]. Затем Он повелел ему: «Пиши!» Перо спросило: «О Господь, что мне писать?» Всевышний сказал: «Записывай меру всего вплоть до наступления Часа». Сынок, я также слышал, как посланник Аллаха сказал: Тот, кто умер без подобных убеждений [без веры в Предопределение. — Ред.], тот не от меня. (Абу Дауд [4700]).
В ривайе у Ахмада говорится: «Первым, что создал Всевышний Аллах, было Перо. Затем Он повелел ему: «Пиши!» И в этот час было записано все сущее вплоть до дня Воскресения».
В ривайе у Ибн Вахба говорится: Посланник Аллаха сказал:
Тот же, кто не уверует в Предопределение с его добром и злом, будет сожжен Аллахом в Огне.
Ахмад в «аль-Муснаде и Ибн Маджа в «ас-Сунане» передали хадис Ибн ад-Дайлами, который сказал:
«Придя к Убаййу ибн Ка’бу, я сказал: «В моей душе есть нечто, заставляющее меня усомниться в Предопределении. Расскажи мне что-нибудь, быть может, Аллах удалит это из моего сердца». Он сказал: «Если ты потратишь во имя Аллаха гору золота величиной с гору Ухуд, то Он не примет это от тебя до тех пор, пока ты не уверуешь в Предопределение и не осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. Если же ты умрешь без подобных убеждений, то окажешься среди обитателей Огня». После этого я посетил Абдуллаха ибн Масуда, Хузейфу ибн аль-Йамана и Зейда ибн Сабита, и каждый из них сказал мне то же самое, ссылаясь на Пророка»*1. Достоверный хадис, приведенный аль-Хакимом в «ас-Сахихе». (Ахмад 5/182, Абу Дауд (4699), Ибн Маджа (77), достоверный хадис).
*1 Хузейфа рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: В каждой общине есть маги, и маги этой общины — это те, которые отрицают Предопределение. Если кто-либо из них умрет, за него не должен совершаться погребальная молитва, а если кто-либо из них заболеет, его не следует навещать. Они — приверженцы ад-Даджжала, и Аллах обязался привести их к ад-Даджжалу. (Абу Дауд (4692), Ахмад 5/407; хороший хадис). Аллах приготовил для них мучительное наказание и сказал: «…В тот день, когда поволокут их на лицах в Огонь — вкусите прикосновение геенны! Поистине, Мы каждую вещь создали по Предопределению!» (Месяц, 48—49).
Первым же, кто начал отрицать Предопределение, был Ма’бад аль-Джухани (уб. в 699—700 или 703—704 г), проповедовавший свои порочные взгляды в Басре.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТИДЕСЯТОЙ
Книга Аллаха, Сунна и единодушное мнение мусульманской общины сходятся на том, что вера в Предопределение является одним из столпов веры. Это означает, что происходит лишь то, что угодно Аллаху, а то, что не угодно Ему, не происходит. Тот же, кто не верит в это, не уверовал в Аллаха должным образом.
Мы должны веровать во все аспекты Предопределения: веровать в то, что Аллаху ведомо абсолютно все, что Он записал у Себя в Хранимой Скрижали все, что было, и все, что будет вплоть до дня Воскресения, а также верить в то, что все дела сотворённых являются Его творением и вершатся по Его замыслу и Его могуществом.
Однако вера в Предопределение не станет правильной и совершенной без осознания того, что Аллах не вынуждает Своих рабов поступать вопреки тому, что им хочется, а предоставляет им свободу выбора в повиновении Ему или непослушании.
[1] «Однажды мы сидели около посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед нами появился человек в необычайно белых одеждах и с необычайно чёрными волосами. На нём не было никаких следов дальнего путешествия, но никто из нас не знал его. Затем сел напротив пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прикоснувшись коленями к его коленям и положив ладони на его бёдра. И сказал: «О Мухаммад, расскажи мне об Исламе». Посланник Аллаха сказал: «Ислам означает засвидетельствовать, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершать молитвы, платить закят, поститься в рамадан и совершить большое паломничество к Дому, если ты в состоянии сделать это». Он сказал: «Ты сказал верно». И мы были удивлены тому, что он спрашивал и сам же подтвердил достоверность его слов. Он сказал: «Расскажи мне о Имане». Он (Мухаммад) сказал: «Ты должен верить в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день и в предопределение с его добром и злом». Он сказал: «Расскажи мне об Ихсане». Он (Мухаммад) сказал: «Ты должен поклоняться Аллаху, как будто ты видишь Его, и если не бывает (так, что) ты видишь Его, то поистине Он видит тебя». Он сказал: «Расскажи мне о (Судном) Часе». Он (Мухаммад) ответил: «Спрашиваемый знает не больше спрашивающего». Он сказал: «Расскажи мне о его предзнаменованиях». Он (Мухаммад) сказал: «У рабыни родится её госпожа, и ты увидишь босых, нагих, обездоленных пастухов, соревнующихся в строительстве высоких зданий». После этого он ушёл, а я ещё остался на какое-то время. Затем пророк сказал: «О Умар, знаешь ли ты, кто задавал вопросы?» Я (Умар) сказал: «Аллах и Его посланник знают лучше всего». Он (Мухаммад) сказал: «Это был Джибриль, который пришёл к вам научить вас вашей религии». (Передал Муслим).
В этом хадисе есть доказательство того, что из основ имана - вера в предопределение с шестью упомянутыми столпами веры. И тот, кто не уверует в предопределение с его добром и злом, то тот отверг все основы веры и не уверовал в них. Подобно тому, как сказал Аллах об этом: «Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете. Они купили мирскую жизнь за Последнюю жизнь. Их мучения не будут облегчены, и им не будет оказана помощь». (Фатхуль Маджид).