Глава15 - О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

Глава15

О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аятов из суры «Преграды», 191—192 и суры «Ангелы», 13— 14.
2. История, случившаяся в битве при Ухуде.
3. Ду’а кунут (мольба отчаяния) во время Намаза господина всех посланников, да благословит его Аллах и приветствует, и его праведных последователей, стоявших за ним и говоривших «Аминь!»
4. Все проклинаемые были неверными.
5. Они сотворили такие действия, которых не делали большинство неверных, в том числе — ранили своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и стремились убить его. Они также надругались над убитыми, хотя те были их родственниками.
6. Аллах ниспослал ему по этому поводу следующее откровение: «В этом деле нет ничего в твоей власти…» (Семейство Имрана, 128).
7. Было ниспослано следующее за этим слово Аллаха: «…примет ли Он их покаяние, или покарает их…» (Семейство Имрана, 128). Он смилостивился над ними, приняв их покаяние, и они уверовали.
8. Ду’а кунут при совершении Намаза в беде.
9. Проклинаемые были названы в мольбе по именам и именам их отцов.
10. Проклятие определенного человека при совершении ду’а кунут.
11. Повествование о действиях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда ему было ниспослано: «И предупреди ближайших родственников своих». (Поэты, 214).
12. Усердие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в выполнении этого приказа позволило людям приписать ему состояние ненормальности. То же самое произойдет, если это сделает какой-либо мусульманин в наши дни.
13. Его слова близким и дальним родственникам: Я ничем не избавлю тебя от Аллаха! Он даже сказал: О Фатима, дочь Мухаммада!.. Я ничем не избавлю тебя от Аллаха! Если это заявил господин всех посланников, да благословит его Аллах и приветствует, утверждая, что он ничем не может помочь своей дочери, госпожи женщин всех миров, и если человек верит в то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит только правду, а затем посмотрит, что заполняет сегодня сердца знатных людей, то он четко осознает, что такое таухид и что такое отчуждение от религии.

Всевышний сказал также:
«Неужели они приобщают к Нему тех, которые не творят ни­чего, а сами сотворены? И не могут ни им помочь, ни самим себе не помогают?» (Преграды, 191—192).
Раз уж они не могут принести пользу самому себе, как же можно надеяться на то, что они принесут пользу другим. Так вот надо много размышлять над этим аятом и подобным этому аятами.
Всевышний сказал также:
«Те же, к кому вы взываете помимо Него, не владеют и плевой на финиковой косточке. Если вы взываете к ним, они не слышат вашей мольбы, а если бы и слышали, то не ответили бы вам, а в день Воскресения они откажутся от вашего ширка. Подобно Ведающему тебя никто не научит»*1 (Ангелы, 13—14).

*1 В этом аяте — ясное предупреждение тем, кто приобщает равных к Господу миров. Мольба, обращенная к ангелам, пророкам или праведникам, не принесет ничего, кроме вреда. Всевышний повелел Своему благородному посланнику, да благословит его Аллах и приветствует: «Скажи: «Я не могу принести самому себе ни пользы, ни вреда, если того не по­желает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то я умножил бы себе всякого добра, и меня не коснулось бы зло. Ведь я только увещеватель и вестник для людей верующих!»» (Преграды, 188). Лучший из людей не мог принести пользы даже себе! Есть ли большее доказательство того, что все принадлежит Аллаху, у Которого нет сотоварищей и который не нуж­дается в помощниках?!

В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Анаса:
«Когда в битве при Ухуде у Пророка была рассечена на лбу кожа и сломан зуб, он воскликнул: Как может преуспеть народ, который поранил своего Пророка? И тут ему было ниспослано откровение: «В этом деле нет ничего в твоей власти…»*2 (Семейство Имрана, 128). (Передали Аль-Бухари 7/281, Муслим (1791), а также Ахмад, ат-Тирмизи и ан-Насаи).
Аль-Бухари также приводит хадис Ибн Умара о том, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подняв голову после совершения поясного поклона в последнем ракате утреннего Намаза и сказав:
Аллах внял тому, кто Его восхвалил. Господь наш, хвала Тебе!», произнес: «О Аллах! Прокляни такого-то и такого-то!
И Аллах ниспослал откровение: «В этом деле нет ничего в тво­ей власти…» (Семейство Имрана, 128). (Передал аль-Бухари, 7/281).
В другой ривайе говорится: «Он испрашивал у Аллаха проклятия на Сафвана ибн Умеййу, Сухейла ибн Амра и аль-Хариса ибн Хишама. И было ниспослано: «В этом деле нет ничего в твоей власти…»**3 (Передал аль-Бухари 7/281).
Абу Хурайра рассказывал: «Когда посланнику Аллаха было ни­спослано откровение: «И предупреди ближайших родственников своих…» (Поэты, 214), он встал перед нами и произнес: «О курайшиты! Покупайте души свои, ибо я ничем не избавлю вас от Ал­лаха! О Аббас ибн Абд аль-Мутталиб, я ничем не избавлю тебя от Аллаха! О Сафиййа, тетя посланника Аллаха! Я ничем не из­бавлю тебя от Аллаха! О Фатима, дочь Мухаммада! Проси из моих средств, сколько захочешь, но я ничем не избавлю тебя от Аллаха!»***4 (Передал аль-Бухари, 8/368).

*2 Ибн Атиййа по поводу этого хадиса сказал: «В этом состоянии Про­рока постигло отчаяние из-за успеха неверных курайшитов, и поэтому ему было сказано: «В этом деле нет ничего в твоей власти…», то есть судьба происходящего — в руках Аллаха, а ты — выполняй свое дело и продолжай обращаться с мольбой к своему Господу».
**3 Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани в своем труде «Фатх аль-Бари» ска­зал: «Трое, которых упомянул посланник Аллаха, приняли Ислам в день покорения Мекки. Возможно, в этом тайна ниспослания аята «В этом деле нет ничего в твоей власти…»
***4 Аллах сообщил Своим рабам, что успех в Будущей жизни люди могут обеспечить лишь своими делами. Становится ясно, в каком глубоком заблуждении находятся христиане, убежденные в том, что «кровь Христа смыла все грехи человечества».
«И вот сказал Аллах: «О Иса, сын Марйам! Разве говорил ты людям: Примите меня и мою мать двумя божествами наряду с Аллахом?» Он сказал: «Хвала Тебе! Как мне говорить то, что мне не по праву? Если я и говорил, то Ты это знаешь. Ты знаешь то, что во мне (в моей сущности), а я не знаю того, что в Тебе: ведь Ты — Ведающий сокровенное. Я не говорю им ничего, кроме того, что Ты мне приказал:
«Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!»» (Трапеза, 116—117).
Мольба, обеты и прочие виды поклонения, обращенные к Исе, его матери или святым, как и к любому другому помимо Аллаха, приведет к вечному наказанию в Будущей жизни, если человек не покается и не пойдет по дороге истины.

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТНАДЦАТОЙ

Эта глава — начало доказательств таухида и его аргументов. Таухиду, как ничему другому, присущи как традиционные, так и рациональные аргументы.
Ранее уже было сказано, что наиболее серьезными и вескими аргументами таухида являются признание Аллаха Единственным Господом и Управителем (Таухид ар-Рубубиййа) и Единственным в обладании Его именами и Божественными качествами (Таухид аль-Асма’ ва-с-Сифат). Единственность Аллаха, как Творца всего сущего, Всеобщего Управителя и Объединяющего в Себе абсолютное совершенство, исключает поклонение кому-нибудь, помимо Него.
К аргументам таухида относится также знание качеств творений Аллаха и тех, кому поклоняются помимо Него. Все те, кому поклоняются помимо Аллаха, будь то ангел, человек, дерево, камень, либо что-нибудь еще — все они нуждаются в Аллахе и беспомощны без упования на Него. Они не обладают и крупицей пользы, они ничего не создают, будучи сами созданы, и не в состоянии принести вред или пользу, смерть, жизнь или воскресение. Всевышний Аллах — Он есть Творец всего сотворенного. Он есть Дающий пропитание всякому, кто питается, и Он есть Вершитель всех дел. Он — Приносящий зло, Он — Дарующий блага, Он — Дающий и Воспрещающий. Ему принадлежит абсолютно все, и к Нему все вернется. Он — объект устремления, направленности, и Ему все подчиняется.
Разве есть аргумент более сильный, чем этот, который приводится Аллахом во многих местах Его Книги и хадисах Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует? Это — рациональное и имманентное, осязаемое и традиционное свидетельство необходимости таухида Аллаха, который является непреложной истиной. Это — свидетельство несостоятельности ширка.
Если благороднейший из людей, да благословит его Аллах и приветствует, не может принести добра самому близкому, родному и важному для него человеку, то что же тогда говорить о других? Гибель тому, кто приравнял к Аллаху кого-то или что-то из Его творений! Он утерял свой разум после того, как потерял свою веру.
Качества Всевышнего Создателя, атрибуты Его величия и Его Единственность в абсолютном совершенстве являются сильнейшим аргументом в пользу того, что никто, кроме Него, не заслуживает поклонения.
Наряду с этим, качества всех творений Аллаха с присущими им недостатками, постоянной потребностью в Господе во всех делах их, а также степень совершенства, даваемая им Аллахом, — все это также представляет собой наилучшие аргументы несостоятельности обожествления чего-либо из них.
Если же человек познает Аллаха и познает Его творения, то это знание заставит его поклоняться только Одному Аллаху, быть преданным вере в Него, восхвалять, прославлять и благодарить Его на словах и всем сердцем, прерывая свою привязанность к творениям Аллаха и преисполняя свое сердце страхом, надеждой и благим устремлением. Хотя Аллаху это ведомо лучше.