Глава 45 - ХУЛЯЩИЙ ВРЕМЯ ОБИЖАЕТ АЛЛАХА

Глава 45

ХУЛЯЩИЙ ВРЕМЯ ОБИЖАЕТ АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Запрет хулить время.
2. Хулящий время наносит обиду Аллаху.
3. Размышление по поводу изречения: «…ибо, истинно, Аллах время (регулирует)».
4. Ругающий время является хулителем Аллаха, даже если он не преследует такой цели в своем сердце.

Всевышний Аллах сказал:
«И сказали они: «Это ведь — только наша ближняя жизнь: умираем мы и живем, и губит нас только время». Нет у них об этом никакого знания, они только предполагают!»*1 (Коленопреклоненная, 24).
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Всевышний Аллах изрек: «Меня обижает сын Адама [человек. — Ред.], хулящий время, а Я время (ругулирую): Я чередую ночь и день»** (Аль-Бухари 8/441 и 13/389, Муслим [2246]).
В другой ривайе сказано:
Не ругайте время, ибо, истинно, Аллах время (регулирует). (Муслим (2246), Ахмад 2/395, 491, 496 и 499 от Абу Хурайры).

*1 Ибн Касир писал: «В этом аяте Всевышний сообщил о материалистах из среды неверных и мушриков, которые отрицают возвращение к Аллаху: «И сказали они: «Это ведь — только наша ближняя жизнь: умираем мы и живем, и губит нас только время»...» Это значит: «Нет ничего, кроме мирской жизни: одни люди умирают, другие живут, и не будет после этого возвращения и Воскресения». Так говорили арабы-мушрики, отрицавшие возвращение, так говорят философы-теологи, отрицавшие начало и воз­вращение, и философы-атеисты, отрицающие Творца и считающие, что каждые тридцать шесть тысяч лет все возвращается к своему началу. Они предполагают, что это повторяется бесконечно, и тем самым противоречат разуму и считают ложными священные тексты. Поэтому они говорят: «… и губит нас только время». Всевышний Аллах продолжил: «Нет у них об этом никакого знания, они только предполагают!» Это значит: «воображают и фантазируют».
**2 Ибн Хазм и другие захириты ошиблись, когда из-за захира посчитали «ад-дахр» (время) к прекрасным именам Аллаха, исходя из этого хадиса. Потому что разъяснение смысла слов: «Я время…» в хадисе, раскрывается в следующих за ним словах Аллаха: «…Я чередую ночь и день», —
Аллах приближает или отводит из того, что любезно и не любезно людям. И в этом хадисе много еще чего не упоминается из милостей Аллаха Всевышнего. «Я время (регулирую): Я чередую ночь и день» — то есть все, что происходит, и добро, и зло, по воле и устроению Аллаха, со знанием этого и мудрости Аллаха, не делайте никого соучастником Ему в этом. То что Он желает происходит, а то что Он не пожелает не произойдет. Необходимо за все это восхвалять Его в двух состояниях (радости и печали) и вместе с этим думать хорошо об Аллахе, Слава и Хвала Ему, и обратится к Нему с покаянием и раскаянием. Как Всевышний Аллах сказал: «Мы подвергли их испытанию хорошим и плохим, быть может они вернутся» (Преграды, 168). И также Всевышний сказал: «Мы испытываем вас искушением зла и добра, и к Нам вы будете возвращены» (Пророки, 35). (Фатхуль Маджид)

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ПЯТОЙ

Подобное явление было очень распространено во времена джахилийи, и поныне это свойственно грешникам, циникам и невежественным людям. Когда превратности судьбы не устраивают их, они ругают время и эпоху или даже проклинают их. Это является следствием слабости их веры, глупости и глубокого невежества. Дело в том, что время само по себе не имеет никакого отношения к тому, что происходит. Оно само является предопределенным и предустановленным явлением. Во всем, что происходит во времени, проявляется воля Всемогущего и Мудрого Аллаха. Таким образом, любое порицание или хула времени в действительности обращены против Управляющего им.
Подобные действия, наряду с тем, что является признаком недостаточности веры, указывают и на нехватку ума, вследствие чего и усугубляются беды и их последствия. Кроме того, человек перестает придерживаться должного терпения, что несовместимо с таухидом.
Что же касается истинного верующего, то он знает, что все пре­вратности судьбы происходят по предусмотрению и предопределению Аллаха в соответствии с Его мудростью. Поэтому он никогда не позволит себе неподобающе высказываться ни об Аллахе, ни о Его посланнике, да благословит его Аллах и приветствует. Верующий всегда доволен тем, как Аллах устраивает все дела, подчиняется Его установлению, обретая тем самым таухид и уверенность.