Глава 13
ИСКАТЬ ПОКРОВИТЕЛЬСТВА НЕ У АЛЛАХА
ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аята 6 из суры «Джинны».
2. Искать покровительства у джиннов является ширком*1.
3. Это подтверждается и приведенным хадисом, который ученые-богословы использовали в качестве аргумента в пользу того, что слова Аллаха не являются Его творением, потому что испрашивать покровительства у создания Аллаха является ширком.
4. Преимущество этой молитвы, несмотря на ее краткость.
5. Если что-то приносит мирскую выгоду, отвращая зло или принося пользу, то это еще не свидетельствует об отсутствии в этом ширка.
*1 Всевышний сказал: «А если нисходит на тебя наваждение от Шайтана, то прибегай к покровительству Аллаха, ведь Он — Слышащий, Мудрый!» (Разъяснены, 36). Искать покровительства Аллаха от зла, созданного Им и окружающего нас, является одним из важнейших видов поклонения. Таким образом, обращение его к кому-либо, кроме Него, является великим ширком.
Абдур-Рахман бин Хасан сказал: «Прибегание к Аллаху– это один из видов поклонения, которое повелевает Аллах Своим рабам». Посвящать что-нибудь из видов поклонения другому помимо Аллаху является ширком. Кто посвятит что-нибудь из поклонения кому-нибудь помимо Аллаха, тот придал Аллаху сотоварищей.
Сулейман ат-Тамими сказал:
«Принесение пользы или вреда, исходящего от объекта поклонения, не является доказательством того, что это не ширк».
Всевышний Аллах сказал:
«…Были в человеческом роде люди, ищущие покровительства у некоторых из джиннов, а они только увеличивали грех их»*2 (Джинны, 6).
*2 В Коране употреблено слово «рахак» (от глагола «архака» — отягчать, угнетать, давить). Абу аль-Алийа, ар-Раби’ ибн Анас и Зейд ибн Аслам сказали, что это слово означает «страх», а Ибн Аббас и Катада сказали, что оно означает «грех».
Ибн Касир сказал: «Джинны видели, что у них есть превосходство над людьми, так как они искали покровительства у них, когда останавливались в долине, безлюдном месте в пустыне и т. п., как это было в обычае арабов во времена джахилийи. Они искали покровительства у великого джинна этого места, чтобы их не постигло зло. А когда джинны видели, что люди боятся их, это придавало им смелости, и они умножали людям вред и усиливали в них страх».
Хаула бинт Хаким рассказывала: «Я слышала, как Посланник говорил: Того, кто, остановившись в каком-нибудь месте, скажет: «Прибегаю к совершенным словам Аллаха, чтобы Он избавил меня от зла того, что создано Им!» — не постигнет никакой вред, пока он находится в этом месте», Этот хадис передал Муслим. (Муслим (2708), Ахмад 6/377, 409, ат-Тирмизи (3433), Ибн Маджа [3547]).
Ибн Теймийа сказал:
«Ахмад бин Ханбаль и другие имамы-муджтахиды подобные ему приводили доказательства относительно запретности любого прибегания (истиъазы) к сотворенному . И это одно из доказательств о несотворенности слов Аллаха».
Сказал Куртуби:
«Это сообщение верное. И правдивая речь нашего знания – правдивость его заключается в доказательстве и опыте. И поистине я слышал давно это сообщение, делал его и не вредило мне ничего, когда я оставил его, ужалил меня скорпион ночью в местечке Махдаба, и я подумал про себя значит это (случилось) со мной, так как забыл прибегнуть к этим словам».
«Под этими словами хадиса подразумевается о необходимости прибегать только к Аллаху» (Фатхуль-Маджид).
ИСКАТЬ ПОКРОВИТЕЛЬСТВА НЕ У АЛЛАХА
ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аята 6 из суры «Джинны».
2. Искать покровительства у джиннов является ширком*1.
3. Это подтверждается и приведенным хадисом, который ученые-богословы использовали в качестве аргумента в пользу того, что слова Аллаха не являются Его творением, потому что испрашивать покровительства у создания Аллаха является ширком.
4. Преимущество этой молитвы, несмотря на ее краткость.
5. Если что-то приносит мирскую выгоду, отвращая зло или принося пользу, то это еще не свидетельствует об отсутствии в этом ширка.
*1 Всевышний сказал: «А если нисходит на тебя наваждение от Шайтана, то прибегай к покровительству Аллаха, ведь Он — Слышащий, Мудрый!» (Разъяснены, 36). Искать покровительства Аллаха от зла, созданного Им и окружающего нас, является одним из важнейших видов поклонения. Таким образом, обращение его к кому-либо, кроме Него, является великим ширком.
Абдур-Рахман бин Хасан сказал: «Прибегание к Аллаху– это один из видов поклонения, которое повелевает Аллах Своим рабам». Посвящать что-нибудь из видов поклонения другому помимо Аллаху является ширком. Кто посвятит что-нибудь из поклонения кому-нибудь помимо Аллаха, тот придал Аллаху сотоварищей.
Сулейман ат-Тамими сказал:
«Принесение пользы или вреда, исходящего от объекта поклонения, не является доказательством того, что это не ширк».
Всевышний Аллах сказал:
«…Были в человеческом роде люди, ищущие покровительства у некоторых из джиннов, а они только увеличивали грех их»*2 (Джинны, 6).
*2 В Коране употреблено слово «рахак» (от глагола «архака» — отягчать, угнетать, давить). Абу аль-Алийа, ар-Раби’ ибн Анас и Зейд ибн Аслам сказали, что это слово означает «страх», а Ибн Аббас и Катада сказали, что оно означает «грех».
Ибн Касир сказал: «Джинны видели, что у них есть превосходство над людьми, так как они искали покровительства у них, когда останавливались в долине, безлюдном месте в пустыне и т. п., как это было в обычае арабов во времена джахилийи. Они искали покровительства у великого джинна этого места, чтобы их не постигло зло. А когда джинны видели, что люди боятся их, это придавало им смелости, и они умножали людям вред и усиливали в них страх».
Хаула бинт Хаким рассказывала: «Я слышала, как Посланник говорил: Того, кто, остановившись в каком-нибудь месте, скажет: «Прибегаю к совершенным словам Аллаха, чтобы Он избавил меня от зла того, что создано Им!» — не постигнет никакой вред, пока он находится в этом месте», Этот хадис передал Муслим. (Муслим (2708), Ахмад 6/377, 409, ат-Тирмизи (3433), Ибн Маджа [3547]).
Ибн Теймийа сказал:
«Ахмад бин Ханбаль и другие имамы-муджтахиды подобные ему приводили доказательства относительно запретности любого прибегания (истиъазы) к сотворенному . И это одно из доказательств о несотворенности слов Аллаха».
Сказал Куртуби:
«Это сообщение верное. И правдивая речь нашего знания – правдивость его заключается в доказательстве и опыте. И поистине я слышал давно это сообщение, делал его и не вредило мне ничего, когда я оставил его, ужалил меня скорпион ночью в местечке Махдаба, и я подумал про себя значит это (случилось) со мной, так как забыл прибегнуть к этим словам».
«Под этими словами хадиса подразумевается о необходимости прибегать только к Аллаху» (Фатхуль-Маджид).