Глава 18 - О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

Глава 18

О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аята «Поистине, ты не наставишь на правильный путь тех, кого возлюбил…» (Рассказ, 56).
2. Смысл высказывания Всевышнего: «Не подобает пророку…» (По­каяние, 113).
3. Важным вопросом является смысл его слов «Скажи: «Нет божества, кроме Аллаха»...» в противоположность тем, кто заявляет о знании этого*1.
4. Абу Джахль и те, кто были с ним, прекрасно знали, чего хотел Про­рок, да благословит его Аллах и приветствует, который, войдя, сказал уми­рающему: «Скажи: «Нет божества, кроме Аллаха»…. Да обезобразит Аллах Абу Джахля! Кто лучше него знал об основе Ислама?! И да не благословит Аллах того, кто знает это сейчас хуже Абу Джахля!
5. Усердие и рвение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в его воззвании к своему умирающему дяде, чтобы он хотя бы перед смертью произнес формулу таухида.
6. Ответ тем, кто утверждает принятие Ислама Абу Талибом и его предками.
7. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, испрашивал про­щения для него, однако прощение не было дано, а самому Пророку, да бла­гословит его Аллах и приветствует, было запрещено делать это.
8. Вред дурных друзей для человека.
9. Вред возвеличивания предков и знатных людей.
10. Этим руководствуются невежественные люди**2.
11. Свидетельство того, что деяния оцениваются по заключительным делам. Если бы Абу Талиб сказал то, к чему его призывали, то это принесло бы ему благо.
12. Размышление о глубине этого сомнения в сердцах заблуждающихся, так как в упомянутом хадисе они спорят с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который усиливал и повторял свой призыв именно с этой позиции. Учитывая силу и отчетливость этого сомнения, они ограничились им.

*1 Многие из тех, которые полагают, что они осведомлены о смысле сви­детельства «нет божества, кроме Аллаха», в действительности не ведают о нем, и основываются только на его произнесении языком, не обращая внимания даже на явное неверие, поклонение могилам, разрешение запрещенного Аллахом и запрещение разрешенного Им, отказ от следования руководству Аллаха и т. п. Святой Пророк, да благословит его Аллах и привет­ствует, сообщил о хариджитах, которые совершали Намаз, держали пост и читали Коран, но вместе с тем он раскрыл их неверие, приказав убивать их так же, как было убито племя ‘Ад (аль-Бухари (4094), Муслим (1064)). Поэтому одного только произнесения свидетельства недостаточно, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, враждовал с мушриками, которые поняли это лучше, чем многие в наши дни.
«Абу Талиб знал значение этих слов. Эти слова жестко требуют отвержения ширка и искреннего поклонения, которое надо направлять только Аллаху. Если некто произнесет эти слова понимая их и с твердым внутренним убеждением, то такой отдаляясь от ширка и мушриков, таким образом входил в ислам. Так как они знали, на что указывают они (слова таухида)».  (Фатхуль Маджид).
**2 Абу Джахль, как и другие мушрики Мекки, понял, что принятие Ислама заставит его отказаться от религии своих предков. Именно это и заставляет большинство людей сомневаться и мешает им принять таухид Ал­лаха.
Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, ты не наставишь на правильный путь тех, кого возлюбил, а Аллах наставляет на него кого пожелает. Он лучше знает тех, кто идет прямо» (Рассказ, 56).
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Ибн аль-Мусаййаба от его отца: «Когда Абу Талиб [Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб — дядя посланника Аллаха. — Ред.] был при смерти, к нему пришел посланник Аллаха. Рядом с умирающим в то время были Абдуллах ибн Абу Умаййа и Абу Джахль. Пророк, да благосло­вит его Аллах и приветствует, обратился к дяде: «О дядя, скажи: «Нет божества, кроме Аллаха», — и я приведу эти слова как свидетельство твоей веры пред Аллахом». Двое присутствующих при этом спросили Абу Талиба: «Неужели ты откажешься от веры Абд аль-Мутталиба?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал обращаться к умирающему, а присутствующие опять задавали свой вопрос. В конце концов он сказал, что остается в вере Абд аль-Мутталиба, отказавшись провозгласить, что нет божества, кроме Аллаха*3. Тогда Пророк сказал: «Я обязательно буду испрашивать прощения для тебя, если не будет это мне запрещено». Тогда Всевышний Аллах ниспослал ему:
«Не подобает пророку и тем, которые уверовали, испраши­вать прощения для мушриков, даже если они были им близкими родственниками после того, как им стало ясно, что они — обитатели Огня…» (Покаяние, 113).
А в отношении Абу Талиба Аллах ниспослал Пророку, да благо­словит его Аллах и приветствует, следующий аят:
«Поистине, ты не наставишь на правильный путь тех, кого возлюбил, а Аллах наставляет на него кого пожелает. Он лучше знает тех, кто идет прямо» (Рассказ, 56). (Передали аль-Бухари 3/176 и 177, 7/149, 8/258, 389 и 390, Муслим [24]).

«Запрещено просить прощения за мушрика, проявление дружбы и проявление любви к ним; потому что если запрещено просить прощение для мушриков, то в этом первично запретность проявления дружбы и любви к ним». (Фатхуль Маджид).

*3 Вот еще одна причина неверия большинства людей, как сказал об этом Всевышний: «Мы не посылали до тебя в поселения ни одного увещевателя, чтобы не говорили им благоденствующие там: «Мы нашли наших отцов держащимися такого, исповедания, и мы следуем по их стопам»» (Украшения, 23). Однако в день Воскресения не будет оправдания у проявивших неверие пред Аллахом, так как Он, создавая потомство Адама, взял с них зарок, сказав: «Не Я ли ваш Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем…» Это — чтобы вы не сказали в день Вос­кресения: «Поистине, мы были небрежны к этому», — или не сказали бы: «Ведь еще раньше отцы наши выдумали сотоварищей Аллаху, а мы были потомством после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что делали следующие лжи?»» (Преграды, 172-173).

«Здесь указывается на вред, исходящий от плохих товарищей и указание на то, что надо остерегаться близости с ними и слушать их. Об этом следующие слова поэта:
Если ты собрался подружиться с кем-то, подружись с лучшими из них;
Не дружи с наихудшим, не то станешь вместе с плохими из них... 

Сказал Сулейман ат-Тамими:
Здесь есть опровержение тем, кто утверждают об исламе абу Толиба и отцов А так же есть указание на вред, исходящий от плохих товарищей и вред от возвеличивания рода и предков». (Фатхуль Маджид).

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ВОСЕМНАДЦАТОЙ

Данная глава также является логическим продолжением предыдущей. Если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будучи наилучшим среди абсолютно всех творений Аллаха, избранным среди них, наиболее уважаемым Аллахом и ближайшим к Нему, был не в состоянии наставить на прямой путь тех, кого он возлюбил, поскольку любое наставление на правильный путь принадлежит Аллаху, Который является Единственным Наставляющим сердца, как и Единственным Сотворившим все сущее, то это все подтверждает, что именно Он есть Истинный Бог — Единственный, Достойный поклонения.
А что касается высказывания Всевышнего: «…И, поистине, ты наставляешь на прямой путь» (Совет, 52), то здесь наставление на правильный путь означает указание Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на этот путь, ибо он доводил до людей и джиннов откровение Аллаха, посредством которого Он наставлял на него все Свои творения.