Глава 28
О СУЕВЕРИИ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Обращается внимание на высказывания Всевышнего: «Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак, — от Аллаха…» (Преграды, 131) и «… Предзнаменование ваше — при вас будет…» (Йа Син, 19).
2. Отрицание того, что первопричиной болезни является инфекция, однако все блага и несчастья предопределил Всевышний Аллах, поэтому главной причиной любой болезни, в том числе и инфекционной, является воля Всемогущего Аллаха.
3. Отрицание существования дурных примет.
4. Отрицание вреда плачущей совы или других птиц такого рода.
5. Отрицание злополучности месяца сафар.
6. Доброе Предзнаменование не относится к выше изложенному, напротив, оно желательно.
7. Разъяснение смысла понятия «доброе предзнаменование».
8. Оказываемое тем самым на сердце отрицательное влияние ликвидируется Аллахом посредством упования на Него.
9. Молитва, которую следует прочитать тому, кто обнаружил это у себя.
10. Провозглашение веры в дурные приметы ширком.
11. Разъяснение смысла понятия «дурная примета».
Всевышний Аллах сказал:
«Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак, — от Аллаха, однако большинство из них не знает!»*1 (Преграды,131).
Всевышний сказал также:
«Те сказал и: «Предзнаменование ваше — при вас будет. Разве если вам напоминают… Да, вы — народ, впавший в крайность!»»**2 (Йа Син, 19).
*1 Всевышний ниспослал эти аяты о роде Фараона и сказал: «Когда наступает для них благополучие, они говорят: «Это — от нас», — а когда постигает их бедствие, они по птицам связывают это с Мусой и теми, кто с ним…» (Преграды, 131). Семейство Фараона, когда его постигало несчастье, связывало его с Мусой и теми, кто были с ним, говоря: «Это все из-за Мусы и его сподвижников!». Однако Аллах опроверг это, сказав: «Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак — от Аллаха…». Ибн Аббас сказал: «Они считают последствием дурного предзнаменования то, что предопределил и предписал для них Аллах». В другой ривайе говорится: «Их несчастья — у Аллаха и от Аллаха».
Законодатель отвергая дурные предзнаменования, аннулировал его и известил о том, что нет у них никакого влияния в принесении пользы или отведении зла. Дурные предзнаменования – это из такого вида ширка, который нарушает полноту необходимого таухида. Шайтан таким образом наущая, запугивает их.
«Мы поразили род Фараона засушливыми годами и неурожаем плодов, дабы они помянули назидание. Когда наступает для них благополучие, они говорят: «Это — от нас», — а когда постигает их бедствие, они по птицам связывают это с Мусой и теми, кто с ним. Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак, — от Аллаха, однако большинство из них не знает!». (Преграды, 130-131).
То, что семья фараона, когда постигало их благо, то есть изобилие и благополучие, как толковал Муджахид и другие, они говорили: «Это принадлежит нам, то есть мы достойны и заслужили это и мы обладатели этого». А если их постигало зло, то есть беда и засуха, то это отводили на Мусу, мир ему, и на тех, кто был с ними говорили: «Это по причине Мусы и его последователей постигли нас несчастья». Сказал Аллах: «Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак, — от Аллаха...». Сказал Ибн Аббас: «Вынесено Аллахом решение относительно них и предопределено им». В другой версии толкования: То есть, их несчастья от Аллаха. Значит, что их постигли несчастья от Него по причине их неверия и отвергания Его знамений и Его посланников. «...однако большинство из них не знает!». То есть большая часть их являются невеждами и не понимают. Если бы они понимали бы и разумели бы, то непременно знали бы, что в том, с чем пришел Муса, мир ему, только благо, благодать, счастье и успех для того, кто уверовал в него и последовал за ним. Сказал Аллах: «Они сказали: «Воистину, мы увидели в вас дурное предзнаменование. Если вы не прекратите, то мы непременно побьем вас камнями и вас коснутся мучительные страдания от нас». Они сказали: «Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих. Неужели, если вас предостерегают, вы считаете это дурным предзнаменованием? О нет! Вы - народ излишествующий». (Йа-син, 18-19). Смысл этого аята, Аллах знает лучше, таков: Что постигло вас из несчастий - для вас по причине ваших деяний и ваших куфров и за ваше противостояние тем, кто вам делает наставления. Но не по нашей причине (увещевания) и не из-за нас (Мусы и тех, кто с ним). Напротив, из-за вашей несправедливости и вражды. Так как несчастья злоумышленников от них самих из-за того, что есть в них самих из дурного и это и есть причина. Однако это есть суждение, предопределение, мудрость и справедливость Аллаха. Как сказал об этом Аллах: «Неужели Мы покорных приравним к грешникам? Что с вами? Как вы судите?». (Письменная трость, 35-36).
«Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих» – вероятность следующего толкования не исключена: «Ваши дурные предзнаменования возвращаются к вам. Так как это нечто предназначенное для вас и возвращающееся к вам».
«Неужели, если вас предостерегают». То есть, не по причине ли того, что мы вам сделали напоминание и повелели вам единение Аллаха, чтобы вы приняли от нас эти слова?! Сказал Катада: «Не потому ли вы относите дурные предзнаменования к нам, что мы вам напоминаем об Аллахе?!».
«О нет! Вы - народ излишествующий». Будет уместным толковать эти два аята так: «Что дурные предзнаменования из деяний времен невежества и язычников. Что порицает и ненавидит Аллах. Запрещены дурные предзнаменования посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который известил, что это ширк. Об этом дальше будут приведены хадисы». (Фатхуль Маджид).
Всевышний сказал: «Если случается с ним благое, они говорят: «Это от Аллаха». А когда постигнет их зло, они говорят: «Это от тебя». Скажи: «Все от Аллаха!» Отчего же эти люди не могут понять учения? Все доброе, что бывает с тобой, от Аллаха, а все зло, что постигает тебя, от тебя самого…» (Женщины, 78—79).
Этот аят отвергает привязаность сердца с кем-либо, кроме Аллаха в получении пользы или отведении вреда. Это и есть Таухид. И указание на то, что они не приносят пользу и не отводят вред. И кто имеет обратное убеждение, тот является глупым мушриком. (Фатхуль Маджид).
Все благо — в руках Одного Аллаха, и Он одаряет Своих рабов по Собственной воле. Он же удерживает от них зло из милости и благосклонности к ним. Когда же их постигает зло, это происходит по причине их грехов.
**2 Дурные предзнаменования отразятся на тех, кто посчитал их таковыми из-за их деяний, неверия и противоречия с призывающими к добру. Причина этого заключается только в их выборе этого и враждебности. Зло, которое их постигает, происходит по причине того, что они сами навлекли его. Именно так было предопределено Аллахом по Его мудрости и справедливости. Хотя Аллах знает об этом лучше.
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Инфекция — ложь, дурные приметы — ложь, плачущая сова — ложь, и злополучность месяца сафар — ложь. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. (Аль-Бухари 10/182, Муслим (2220), [102]).
В рассказе Муслима есть следующее добавление: …звезды — ложь и злые духи — ложь. (Муслим (2220), (106) от Абу Хурайры с добавлением:…и звезды — ложь, а также (2222) и (107) с добавлением: …и злые духи — ложь).
У Ахмада и Тирмизи передается хадис от ибн Масуда: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет инфекции». Повторил это три раза. И сказал один бедуин: «О посланник Аллаха! Поистине, след от чесотки появляется на губе верблюда или на хвосте здорового верблюда, и заражает всех». На что посланник Аллаха ответил: «А кто заразил первого?... Создал Аллах каждую душу, предписал продолжительность жизни их, и несчастья их и удел их». (Тирмизи, Тибб, 18). Таким образом известил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что все это установление и предопределение Аллаха. И раб обязан избегать причин, ведущих ко злу, если ему по силам это. В версии Муслима передается от Абу Хурайры, что он относительно слов «нет инфекции (заразы)» передал слова от пророка мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: «Пусть не подходит заразный к здоровому».
В некоторых версиях этого хадиса говорится: «Убегайте от прокаженного подобно тому, как убегаете от льва».
«Кто услышит, что в одной части земли (о чуме), то пусть не идет туда». (Бухари, Тибб, 30; Муслим, Салам, 92).
Все это происходит по предопределению Аллаха.
Имам ан-Навави объясняя смыслы хадисов не противоречивым толкованием, пояснил: «И пример этому рассмотрении совместно двух хадисов «нет инфекции (заразы)» вместе с хадисом «не следует помещать больного со здоровым». Внешний смысл обоих хадисов кажется таков, что заболевание не заразно по сути своей. Однако создал Аллах, Свят Он и Велик, связь между ними. И отверг в первом хадисе, те верования времен невежества о инфекции, что она заразна сама по себе (без на то воли Аллаха). И указал правильный путь вторым хадисом, которым уклоняет от истины того, кто не считает что имеется с ним вред по предопределению Аллаха и предустановлению и действию Аллаха». (Шарх имама ан-Навави на сахих Муслима).
В словах «Нет сафара». Передал Ру’ба от Абу Убайда: «Сафара - это живое существо живущее в животе, который доставляет неприятности для человека и для животных. И арабы считают, что оно более заразное, чем чесотка». Однако, относительно этого говорится, что отвергается утверждение о его заразности (без на то воли Аллаха). Такой подход в этом вопросе у Суфьяна бин Уйяйна, имама Ахмада, Бухари и ибн Джарира.
Некоторые же относительно слов «Нет (злополучности) сафара» говорят, что речь идет об одном из двенадцати месяцев года. Здесь же отвергается то, что делали люди во времена невежества. Они считали месяц мухаррам дозволеным, а сафар считали запретным вместо него. Этого мнения придерживается и имам Малик. Также передал абу Дауд от Мухаммада ибн Рашида, что он слышал, как ему сказали: что мекканские мушрики делали дурные предзнаменования относительно сафара и говорили: «Поистине этот месяц злополучный месяц». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на ложность этого.
Сказал ибн Раджаб: Эта версия более верна. А дурные предположения относительно сафара, это из видов запретного предзнаменования, как и дурные предположения относительно определенного дня из дней недели, дурное предзнаменование относительно месяца шауваль времен джахилии в особенности для никаха.
Сказал ибн Араби: «Делали люди дурные предположения, когда сова садилась на дом кого-либо из них. Говорили: «Объявила о моей смерти или одного из близких моего дома». Однако хадис, запрещает это и указывает ложность этого. (Фатхуль Маджид).
Аль-Бухари и Муслим передали хадис Анаса о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Инфекция — ложь, дурное предзнаменование — ложь, а нравится мне доброе предзнаменование. Его спросили: «А что такое доброе предзнаменование?» Он сказал: Доброе слово*3. (Аль-Бухари 10/181, Муслим [2224]).
Сказал абу Саадат: Когда люди надеются на пользу от Аллаха, и просят пользу от Него, при любой причине, будь то слабой или сильной, то они на благе. Но когда они перестают надеяться и испрашивать у Аллаха, то это есть зло.
А что касается дурного предзнаменования, то поистине в нем есть плохие предположения относительно Аллаха.
Арабы до Ислама были очень суеверными. Перед торговыми поездками и т.п. они по направлению полета птиц судили, удачной ли будет поездка. Икрима рассказывал: «Однажды мы сидели около Ибн Аббаса, когда пролетела какая-то птица и издала звук. Один мужчина сказал: «К добру, к добру!» На это Ибн Аббас сказал: «Не к добру и не ко злу». Он тут же доказал этому мужчине, что он не прав, дабы он не был убежден в том, что птицы оказывают влияние на добро или зло». Подобным убеждениям нет места в таухиде, и салафы боролись с подобным невежеством. Однажды Тавус поехал в путешествие, и с ним был спутник. Как-то в пути каркнула ворона, и спутник сказал: «К добру!» На это Тавус сказал: «Какое же от этого добро? Не сопровождай меня больше».
Так же передается хадис, из которого люди подумали о дозволенности дурных предзнаменований. Как например подобные слова посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Злополучие в трех вещах: в женщине, в верховом животном и в доме».
Сказал Ибн Кайим: «Извещение посланником, да благословит его Аллах и приветствует, о злополучии в этих трех вещах, не имеют отношения к дурным предзнаменованиям, которые запретил Аллах, Пречист Он. Поистине его цель была указать, что Аллах, Пречист Он, порой создает из них таких, от которых исходит зло по отношению к их близким и другим обитателям или таких благородных, от которых не исходит зло по отношению к близким и другим обитателям. Подобно тому, как Аллах дает одним родителям благородного ребенка, в ком родители видят только благо. Другим же дает ребенка злосчастного, в ком они видят зло. Таким же образом дает рабу опекунство и нечто подобное. А так же дом, женщину, коня. Аллах создатель блага и зла, счастья и злополучия. А так же Он создает некоторых из них счастливыми и благословенными, поэтому от такого исходит по отношению к своим близким счастье, покой и благо. А так же создает некоторых злополучными, что отражается на близких. И все это по Его предопределению и по Его воле. Подобно тому, как созданы и другие причины, которые находятся в противоречии с другими причинами. Как например создан миск и другие из хороших запахов и доставление удовольствия ею близким из людей. И созданы обратное этому, и сделано причиной мучений близких из людей. Разница же между этими двумя видами познается ощущением. Точно так же и дома, и женщины, и кони. И это одна из сторон, а ширковское предзнаменование другая сторона». (Фатхуль Маджид).
Сказал Халимий: Поистине пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил хорошее предзнаменование в отличаи от дурного предзнаменования, так как являются дурным предположением по отношению к Аллаху. Хорошее предзнаменование же является добрым предположением о Нём. Верующий же обязан, хорошо думать об Аллахе в любом положении. (Фатхуль Маджид).
Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха), и не (является дурным предзнаменованием полёт) птиц. (ан-Навави, 1674).
Абу Дауд приводит с достоверным иснадом хадис Укбы ибн Амира, который рассказывал:
«Когда при посланнике Аллаха завели разговор о дурных предзнаменованиях, он сказал: Наилучшим будет доброе предзнаменование, которое не отвратит мусульманина от его дел. Если один из вас увидит что-либо, что ему не нравится, то пусть скажет: «О Аллах, только Ты несешь все благое, и только Ты отвращаешь все злое! Нет силы и нет могущества, кроме как у Тебя!» (Абу Дауд [3719]).
Ибн Масуд рассказывал следующий хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Дурные приметы — ширк! Дурные приметы — ширк! А у каждого из нас… Но Аллах удаляет это, если уповать на Него. Достоверный хадис, рассказанный Абу Даудом и ат-Тирмизи. Последние слова принадлежат Ибн Масуду. (Абу Дауд (3910), ат-Тирмизи 1 (1614), Ибн Хиббан (1427), Ибн Маджа (3538) Хафиз Ибн Хаджар сказал, что слова «А у каждого из нас…» также принадлежат Ибн Масуду. Аль-Мунзири сказал: «В хадисе есть скрытый смысл, предположительно: «А у каждого из нас в сердце закрадывается хотя бы что-то от этого»». Хальхали сказал: «Говорится о том, что следует исключить, так как содержится порицание этого (в самом контексте). Такое использование бывает в литературной речи». «Но Аллах удаляет это, если уповать на Него» - то есть, когда мы уповали на Аллаха в принесении пользы и отделения вреда, Аллах удалять его от нас из-за нашего уповали на Него Одного).
Ахмад приводит хадис Ибн Амра от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Кто бросил какое-либо дело из-за дурной приметы, тот совершил ширк. Люди спросили: «А каково искупление этого?» Он ответил: Вам следует сказать: «О Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла, и нет божества, кроме Тебя. (Ахмад 2/220, аль-Хайсами в «Маджму’ аз-3аваид» 5/105 сказал, что один из рассказчиков хадиса — Ибн Лахйа — не является надежным, однако остальные заслуживают доверия).
Он приводит также хадис аль-Фадла ибн аль-Аббаса:
«Дурная примета — это то, что толкает тебя на какой-либо поступок или отвращает тебя от него». (Ахмад 1/213; слабый хадис).
У Ахмада передается хадис: «Кто посчитает, что суеверие отвело от него его нужду, тот уже совершил ширк». Спросили: «Что является искуплением от этого?» Ответил: «Такому надо прочитать следующую молитву: «О Аллах, нет блага, кроме как от Тебя и нет тыяра, кроме Твоего и нет божества, кроме Тебя». (Этот хадис передали Ахмад и Табарани от ибн Амра ибн Аль-Аса).
Сказно в шархе: Суеверие относится к ширку, потому что они были убеждены, что от них будут отведены несчастья посредством упования на него (на суеверие). (Тирмизи, Китаб сияр, 1614; Абу Дауд, аттибб, 3910; Ибн Маджа, аттибб, 3538; Ахмад, 1/389 ,1/440).
Что касается слов: Кто бросил какое-либо дело из-за дурной приметы, тот совершил ширк – это потому что дурная примета является дурным предзнаменованием относительно чего-то увиденного или услышанного. Если кто-то передумает исполнение чего-то как наподобие путешествия и т.д. из-за дурных предзнаменований, тот совершит ширк. Как передавалось об этом раньше, так как нарушена искренность по причине того, что вместо того, чтобы уповать на Аллаха, он склонился к другому. (Фатхуль Маджид).
*3 Анас рассказывал, что «Пророк, когда он начинал какое-либо дело, любил повторять слова: «О Преуспевающий! О Благоразумный!»» (ат-Тирмизи (1616), достоверными хадис). Бурайда рассказывал, что «Пророк никогда не считал что-либо дурным предзнаменованием. Когда он посылал работника, он спрашивал его имя, и если оно нравилось ему, он радовался, а если оно не нравилось, то это было видно по его лицу». (Абу Дауд (3920), Ахмад 1/257, 319 и 347; хороший хадис).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЙ
Суть колдовства заключается в распространении пессимизма путем истолкования полета птиц, различных имен, слов, явлений, предметов и т.д. Законодатель запрещает суеверие и осуждает тех, кто верит в дурные приметы. Он любит добрые предзнаменования и ненавидит дурные.
Разница между этими двумя понятиями заключается в том, то доброе предзнаменование не влияет на вероубеждения человека и его разум, а также не связывает его сердце с чем-либо, помимо Аллаха. Напротив, оно увеличивает активность человека, его оптимизм и придает силы в стремлении к полезному.
Суть доброго предзнаменования в том, что когда раб Аллаха собирается в поездку, хочет вступить в брак, заключить какую-нибудь сделку или сделать что-то важное, то в таком предзнаменовании он обретает радость, слыша радостные слова типа «о благоразумный, о благополучный, о имеющий успех». После этого человек обретает оптимизм, и усиливается его стремление сделать то, к чему он стремится. В этом и в последствиях этого есть добро и нет никакой опасности.
В отношении же дурного предзнаменования можно сказать следующее:
Бывает, что человек собирается сделать какое-то полезное дело для религии или мирской жизни, однако узнает или слышит что-то такое, что оставляет в его сердце одно из двух возможных последствий, причем каждое из них важнее другого:
1) человек может отказаться от того, что он твердо вознамерился совершить, либо, увидев недоброе предзнаменование, отвращается от какого-либо дела. Это означает, что сердце этого человека прочно привязалось к этому греховному деянию и последовало ему, подчинив ему свою волю и решимость. Вне всякого сомнения, это окажет свое влияние и на его веру в Аллаха, таухид и упование на Него. После этого уже можно не задавать вопроса о том, какое воздействие окажет это обстоятельство на сердце, ослабляя его, вселяя в него болезнь и страх перед людьми. Человек начинает отказываться от истинных побуждений и обращаться к тому, что несущественно, причем его сердце обрывает тесную связь с Аллахом. А это означает слабость таухида и упования на Аллаха и является ширком и средством приобщения к Нему равных. Подобные небылицы оказывают также вредное воздействие на разум;
2) человек может не согласиться с этим (дурным предзнаменованием), однако это опечалит его сердце, вселит в него тоску и беспокойство. Если даже он и не пойдет первым путем, то это все равно принесет ему зло и вред, вселит слабость в его сердце, ослабив его упование на Аллаха. Грех может овладеть им, и он решит, что это есть истина, вплоть до того, что человек может оказаться в ситуации, изложенной выше.
Данное подробное изложение проясняет вам причину ненависти Законодателя к дурным приметам и Его порицание этого, поскольку подобное суеверие абсолютно противоречит таухиду и упованию на Аллаха.
Тот же, кто обнаружил в себе нечто подобное и опасается, что природные побуждения возобладают над ним, обязан вести борьбу в своей душе, чтобы отбросить эти чувства, испрашивая у Аллаха помощи в борьбе с этим. Человек не должен поддаваться этому, чтобы избежать зла.
О СУЕВЕРИИ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Обращается внимание на высказывания Всевышнего: «Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак, — от Аллаха…» (Преграды, 131) и «… Предзнаменование ваше — при вас будет…» (Йа Син, 19).
2. Отрицание того, что первопричиной болезни является инфекция, однако все блага и несчастья предопределил Всевышний Аллах, поэтому главной причиной любой болезни, в том числе и инфекционной, является воля Всемогущего Аллаха.
3. Отрицание существования дурных примет.
4. Отрицание вреда плачущей совы или других птиц такого рода.
5. Отрицание злополучности месяца сафар.
6. Доброе Предзнаменование не относится к выше изложенному, напротив, оно желательно.
7. Разъяснение смысла понятия «доброе предзнаменование».
8. Оказываемое тем самым на сердце отрицательное влияние ликвидируется Аллахом посредством упования на Него.
9. Молитва, которую следует прочитать тому, кто обнаружил это у себя.
10. Провозглашение веры в дурные приметы ширком.
11. Разъяснение смысла понятия «дурная примета».
Всевышний Аллах сказал:
«Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак, — от Аллаха, однако большинство из них не знает!»*1 (Преграды,131).
Всевышний сказал также:
«Те сказал и: «Предзнаменование ваше — при вас будет. Разве если вам напоминают… Да, вы — народ, впавший в крайность!»»**2 (Йа Син, 19).
*1 Всевышний ниспослал эти аяты о роде Фараона и сказал: «Когда наступает для них благополучие, они говорят: «Это — от нас», — а когда постигает их бедствие, они по птицам связывают это с Мусой и теми, кто с ним…» (Преграды, 131). Семейство Фараона, когда его постигало несчастье, связывало его с Мусой и теми, кто были с ним, говоря: «Это все из-за Мусы и его сподвижников!». Однако Аллах опроверг это, сказав: «Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак — от Аллаха…». Ибн Аббас сказал: «Они считают последствием дурного предзнаменования то, что предопределил и предписал для них Аллах». В другой ривайе говорится: «Их несчастья — у Аллаха и от Аллаха».
Законодатель отвергая дурные предзнаменования, аннулировал его и известил о том, что нет у них никакого влияния в принесении пользы или отведении зла. Дурные предзнаменования – это из такого вида ширка, который нарушает полноту необходимого таухида. Шайтан таким образом наущая, запугивает их.
«Мы поразили род Фараона засушливыми годами и неурожаем плодов, дабы они помянули назидание. Когда наступает для них благополучие, они говорят: «Это — от нас», — а когда постигает их бедствие, они по птицам связывают это с Мусой и теми, кто с ним. Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак, — от Аллаха, однако большинство из них не знает!». (Преграды, 130-131).
То, что семья фараона, когда постигало их благо, то есть изобилие и благополучие, как толковал Муджахид и другие, они говорили: «Это принадлежит нам, то есть мы достойны и заслужили это и мы обладатели этого». А если их постигало зло, то есть беда и засуха, то это отводили на Мусу, мир ему, и на тех, кто был с ними говорили: «Это по причине Мусы и его последователей постигли нас несчастья». Сказал Аллах: «Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак, — от Аллаха...». Сказал Ибн Аббас: «Вынесено Аллахом решение относительно них и предопределено им». В другой версии толкования: То есть, их несчастья от Аллаха. Значит, что их постигли несчастья от Него по причине их неверия и отвергания Его знамений и Его посланников. «...однако большинство из них не знает!». То есть большая часть их являются невеждами и не понимают. Если бы они понимали бы и разумели бы, то непременно знали бы, что в том, с чем пришел Муса, мир ему, только благо, благодать, счастье и успех для того, кто уверовал в него и последовал за ним. Сказал Аллах: «Они сказали: «Воистину, мы увидели в вас дурное предзнаменование. Если вы не прекратите, то мы непременно побьем вас камнями и вас коснутся мучительные страдания от нас». Они сказали: «Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих. Неужели, если вас предостерегают, вы считаете это дурным предзнаменованием? О нет! Вы - народ излишествующий». (Йа-син, 18-19). Смысл этого аята, Аллах знает лучше, таков: Что постигло вас из несчастий - для вас по причине ваших деяний и ваших куфров и за ваше противостояние тем, кто вам делает наставления. Но не по нашей причине (увещевания) и не из-за нас (Мусы и тех, кто с ним). Напротив, из-за вашей несправедливости и вражды. Так как несчастья злоумышленников от них самих из-за того, что есть в них самих из дурного и это и есть причина. Однако это есть суждение, предопределение, мудрость и справедливость Аллаха. Как сказал об этом Аллах: «Неужели Мы покорных приравним к грешникам? Что с вами? Как вы судите?». (Письменная трость, 35-36).
«Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих» – вероятность следующего толкования не исключена: «Ваши дурные предзнаменования возвращаются к вам. Так как это нечто предназначенное для вас и возвращающееся к вам».
«Неужели, если вас предостерегают». То есть, не по причине ли того, что мы вам сделали напоминание и повелели вам единение Аллаха, чтобы вы приняли от нас эти слова?! Сказал Катада: «Не потому ли вы относите дурные предзнаменования к нам, что мы вам напоминаем об Аллахе?!».
«О нет! Вы - народ излишествующий». Будет уместным толковать эти два аята так: «Что дурные предзнаменования из деяний времен невежества и язычников. Что порицает и ненавидит Аллах. Запрещены дурные предзнаменования посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который известил, что это ширк. Об этом дальше будут приведены хадисы». (Фатхуль Маджид).
Всевышний сказал: «Если случается с ним благое, они говорят: «Это от Аллаха». А когда постигнет их зло, они говорят: «Это от тебя». Скажи: «Все от Аллаха!» Отчего же эти люди не могут понять учения? Все доброе, что бывает с тобой, от Аллаха, а все зло, что постигает тебя, от тебя самого…» (Женщины, 78—79).
Этот аят отвергает привязаность сердца с кем-либо, кроме Аллаха в получении пользы или отведении вреда. Это и есть Таухид. И указание на то, что они не приносят пользу и не отводят вред. И кто имеет обратное убеждение, тот является глупым мушриком. (Фатхуль Маджид).
Все благо — в руках Одного Аллаха, и Он одаряет Своих рабов по Собственной воле. Он же удерживает от них зло из милости и благосклонности к ним. Когда же их постигает зло, это происходит по причине их грехов.
**2 Дурные предзнаменования отразятся на тех, кто посчитал их таковыми из-за их деяний, неверия и противоречия с призывающими к добру. Причина этого заключается только в их выборе этого и враждебности. Зло, которое их постигает, происходит по причине того, что они сами навлекли его. Именно так было предопределено Аллахом по Его мудрости и справедливости. Хотя Аллах знает об этом лучше.
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Инфекция — ложь, дурные приметы — ложь, плачущая сова — ложь, и злополучность месяца сафар — ложь. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. (Аль-Бухари 10/182, Муслим (2220), [102]).
В рассказе Муслима есть следующее добавление: …звезды — ложь и злые духи — ложь. (Муслим (2220), (106) от Абу Хурайры с добавлением:…и звезды — ложь, а также (2222) и (107) с добавлением: …и злые духи — ложь).
У Ахмада и Тирмизи передается хадис от ибн Масуда: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет инфекции». Повторил это три раза. И сказал один бедуин: «О посланник Аллаха! Поистине, след от чесотки появляется на губе верблюда или на хвосте здорового верблюда, и заражает всех». На что посланник Аллаха ответил: «А кто заразил первого?... Создал Аллах каждую душу, предписал продолжительность жизни их, и несчастья их и удел их». (Тирмизи, Тибб, 18). Таким образом известил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что все это установление и предопределение Аллаха. И раб обязан избегать причин, ведущих ко злу, если ему по силам это. В версии Муслима передается от Абу Хурайры, что он относительно слов «нет инфекции (заразы)» передал слова от пророка мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: «Пусть не подходит заразный к здоровому».
В некоторых версиях этого хадиса говорится: «Убегайте от прокаженного подобно тому, как убегаете от льва».
«Кто услышит, что в одной части земли (о чуме), то пусть не идет туда». (Бухари, Тибб, 30; Муслим, Салам, 92).
Все это происходит по предопределению Аллаха.
Имам ан-Навави объясняя смыслы хадисов не противоречивым толкованием, пояснил: «И пример этому рассмотрении совместно двух хадисов «нет инфекции (заразы)» вместе с хадисом «не следует помещать больного со здоровым». Внешний смысл обоих хадисов кажется таков, что заболевание не заразно по сути своей. Однако создал Аллах, Свят Он и Велик, связь между ними. И отверг в первом хадисе, те верования времен невежества о инфекции, что она заразна сама по себе (без на то воли Аллаха). И указал правильный путь вторым хадисом, которым уклоняет от истины того, кто не считает что имеется с ним вред по предопределению Аллаха и предустановлению и действию Аллаха». (Шарх имама ан-Навави на сахих Муслима).
В словах «Нет сафара». Передал Ру’ба от Абу Убайда: «Сафара - это живое существо живущее в животе, который доставляет неприятности для человека и для животных. И арабы считают, что оно более заразное, чем чесотка». Однако, относительно этого говорится, что отвергается утверждение о его заразности (без на то воли Аллаха). Такой подход в этом вопросе у Суфьяна бин Уйяйна, имама Ахмада, Бухари и ибн Джарира.
Некоторые же относительно слов «Нет (злополучности) сафара» говорят, что речь идет об одном из двенадцати месяцев года. Здесь же отвергается то, что делали люди во времена невежества. Они считали месяц мухаррам дозволеным, а сафар считали запретным вместо него. Этого мнения придерживается и имам Малик. Также передал абу Дауд от Мухаммада ибн Рашида, что он слышал, как ему сказали: что мекканские мушрики делали дурные предзнаменования относительно сафара и говорили: «Поистине этот месяц злополучный месяц». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на ложность этого.
Сказал ибн Раджаб: Эта версия более верна. А дурные предположения относительно сафара, это из видов запретного предзнаменования, как и дурные предположения относительно определенного дня из дней недели, дурное предзнаменование относительно месяца шауваль времен джахилии в особенности для никаха.
Сказал ибн Араби: «Делали люди дурные предположения, когда сова садилась на дом кого-либо из них. Говорили: «Объявила о моей смерти или одного из близких моего дома». Однако хадис, запрещает это и указывает ложность этого. (Фатхуль Маджид).
Аль-Бухари и Муслим передали хадис Анаса о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Инфекция — ложь, дурное предзнаменование — ложь, а нравится мне доброе предзнаменование. Его спросили: «А что такое доброе предзнаменование?» Он сказал: Доброе слово*3. (Аль-Бухари 10/181, Муслим [2224]).
Сказал абу Саадат: Когда люди надеются на пользу от Аллаха, и просят пользу от Него, при любой причине, будь то слабой или сильной, то они на благе. Но когда они перестают надеяться и испрашивать у Аллаха, то это есть зло.
А что касается дурного предзнаменования, то поистине в нем есть плохие предположения относительно Аллаха.
Арабы до Ислама были очень суеверными. Перед торговыми поездками и т.п. они по направлению полета птиц судили, удачной ли будет поездка. Икрима рассказывал: «Однажды мы сидели около Ибн Аббаса, когда пролетела какая-то птица и издала звук. Один мужчина сказал: «К добру, к добру!» На это Ибн Аббас сказал: «Не к добру и не ко злу». Он тут же доказал этому мужчине, что он не прав, дабы он не был убежден в том, что птицы оказывают влияние на добро или зло». Подобным убеждениям нет места в таухиде, и салафы боролись с подобным невежеством. Однажды Тавус поехал в путешествие, и с ним был спутник. Как-то в пути каркнула ворона, и спутник сказал: «К добру!» На это Тавус сказал: «Какое же от этого добро? Не сопровождай меня больше».
Так же передается хадис, из которого люди подумали о дозволенности дурных предзнаменований. Как например подобные слова посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Злополучие в трех вещах: в женщине, в верховом животном и в доме».
Сказал Ибн Кайим: «Извещение посланником, да благословит его Аллах и приветствует, о злополучии в этих трех вещах, не имеют отношения к дурным предзнаменованиям, которые запретил Аллах, Пречист Он. Поистине его цель была указать, что Аллах, Пречист Он, порой создает из них таких, от которых исходит зло по отношению к их близким и другим обитателям или таких благородных, от которых не исходит зло по отношению к близким и другим обитателям. Подобно тому, как Аллах дает одним родителям благородного ребенка, в ком родители видят только благо. Другим же дает ребенка злосчастного, в ком они видят зло. Таким же образом дает рабу опекунство и нечто подобное. А так же дом, женщину, коня. Аллах создатель блага и зла, счастья и злополучия. А так же Он создает некоторых из них счастливыми и благословенными, поэтому от такого исходит по отношению к своим близким счастье, покой и благо. А так же создает некоторых злополучными, что отражается на близких. И все это по Его предопределению и по Его воле. Подобно тому, как созданы и другие причины, которые находятся в противоречии с другими причинами. Как например создан миск и другие из хороших запахов и доставление удовольствия ею близким из людей. И созданы обратное этому, и сделано причиной мучений близких из людей. Разница же между этими двумя видами познается ощущением. Точно так же и дома, и женщины, и кони. И это одна из сторон, а ширковское предзнаменование другая сторона». (Фатхуль Маджид).
Сказал Халимий: Поистине пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил хорошее предзнаменование в отличаи от дурного предзнаменования, так как являются дурным предположением по отношению к Аллаху. Хорошее предзнаменование же является добрым предположением о Нём. Верующий же обязан, хорошо думать об Аллахе в любом положении. (Фатхуль Маджид).
Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха), и не (является дурным предзнаменованием полёт) птиц. (ан-Навави, 1674).
Абу Дауд приводит с достоверным иснадом хадис Укбы ибн Амира, который рассказывал:
«Когда при посланнике Аллаха завели разговор о дурных предзнаменованиях, он сказал: Наилучшим будет доброе предзнаменование, которое не отвратит мусульманина от его дел. Если один из вас увидит что-либо, что ему не нравится, то пусть скажет: «О Аллах, только Ты несешь все благое, и только Ты отвращаешь все злое! Нет силы и нет могущества, кроме как у Тебя!» (Абу Дауд [3719]).
Ибн Масуд рассказывал следующий хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Дурные приметы — ширк! Дурные приметы — ширк! А у каждого из нас… Но Аллах удаляет это, если уповать на Него. Достоверный хадис, рассказанный Абу Даудом и ат-Тирмизи. Последние слова принадлежат Ибн Масуду. (Абу Дауд (3910), ат-Тирмизи 1 (1614), Ибн Хиббан (1427), Ибн Маджа (3538) Хафиз Ибн Хаджар сказал, что слова «А у каждого из нас…» также принадлежат Ибн Масуду. Аль-Мунзири сказал: «В хадисе есть скрытый смысл, предположительно: «А у каждого из нас в сердце закрадывается хотя бы что-то от этого»». Хальхали сказал: «Говорится о том, что следует исключить, так как содержится порицание этого (в самом контексте). Такое использование бывает в литературной речи». «Но Аллах удаляет это, если уповать на Него» - то есть, когда мы уповали на Аллаха в принесении пользы и отделения вреда, Аллах удалять его от нас из-за нашего уповали на Него Одного).
Ахмад приводит хадис Ибн Амра от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Кто бросил какое-либо дело из-за дурной приметы, тот совершил ширк. Люди спросили: «А каково искупление этого?» Он ответил: Вам следует сказать: «О Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла, и нет божества, кроме Тебя. (Ахмад 2/220, аль-Хайсами в «Маджму’ аз-3аваид» 5/105 сказал, что один из рассказчиков хадиса — Ибн Лахйа — не является надежным, однако остальные заслуживают доверия).
Он приводит также хадис аль-Фадла ибн аль-Аббаса:
«Дурная примета — это то, что толкает тебя на какой-либо поступок или отвращает тебя от него». (Ахмад 1/213; слабый хадис).
У Ахмада передается хадис: «Кто посчитает, что суеверие отвело от него его нужду, тот уже совершил ширк». Спросили: «Что является искуплением от этого?» Ответил: «Такому надо прочитать следующую молитву: «О Аллах, нет блага, кроме как от Тебя и нет тыяра, кроме Твоего и нет божества, кроме Тебя». (Этот хадис передали Ахмад и Табарани от ибн Амра ибн Аль-Аса).
Сказно в шархе: Суеверие относится к ширку, потому что они были убеждены, что от них будут отведены несчастья посредством упования на него (на суеверие). (Тирмизи, Китаб сияр, 1614; Абу Дауд, аттибб, 3910; Ибн Маджа, аттибб, 3538; Ахмад, 1/389 ,1/440).
Что касается слов: Кто бросил какое-либо дело из-за дурной приметы, тот совершил ширк – это потому что дурная примета является дурным предзнаменованием относительно чего-то увиденного или услышанного. Если кто-то передумает исполнение чего-то как наподобие путешествия и т.д. из-за дурных предзнаменований, тот совершит ширк. Как передавалось об этом раньше, так как нарушена искренность по причине того, что вместо того, чтобы уповать на Аллаха, он склонился к другому. (Фатхуль Маджид).
*3 Анас рассказывал, что «Пророк, когда он начинал какое-либо дело, любил повторять слова: «О Преуспевающий! О Благоразумный!»» (ат-Тирмизи (1616), достоверными хадис). Бурайда рассказывал, что «Пророк никогда не считал что-либо дурным предзнаменованием. Когда он посылал работника, он спрашивал его имя, и если оно нравилось ему, он радовался, а если оно не нравилось, то это было видно по его лицу». (Абу Дауд (3920), Ахмад 1/257, 319 и 347; хороший хадис).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЙ
Суть колдовства заключается в распространении пессимизма путем истолкования полета птиц, различных имен, слов, явлений, предметов и т.д. Законодатель запрещает суеверие и осуждает тех, кто верит в дурные приметы. Он любит добрые предзнаменования и ненавидит дурные.
Разница между этими двумя понятиями заключается в том, то доброе предзнаменование не влияет на вероубеждения человека и его разум, а также не связывает его сердце с чем-либо, помимо Аллаха. Напротив, оно увеличивает активность человека, его оптимизм и придает силы в стремлении к полезному.
Суть доброго предзнаменования в том, что когда раб Аллаха собирается в поездку, хочет вступить в брак, заключить какую-нибудь сделку или сделать что-то важное, то в таком предзнаменовании он обретает радость, слыша радостные слова типа «о благоразумный, о благополучный, о имеющий успех». После этого человек обретает оптимизм, и усиливается его стремление сделать то, к чему он стремится. В этом и в последствиях этого есть добро и нет никакой опасности.
В отношении же дурного предзнаменования можно сказать следующее:
Бывает, что человек собирается сделать какое-то полезное дело для религии или мирской жизни, однако узнает или слышит что-то такое, что оставляет в его сердце одно из двух возможных последствий, причем каждое из них важнее другого:
1) человек может отказаться от того, что он твердо вознамерился совершить, либо, увидев недоброе предзнаменование, отвращается от какого-либо дела. Это означает, что сердце этого человека прочно привязалось к этому греховному деянию и последовало ему, подчинив ему свою волю и решимость. Вне всякого сомнения, это окажет свое влияние и на его веру в Аллаха, таухид и упование на Него. После этого уже можно не задавать вопроса о том, какое воздействие окажет это обстоятельство на сердце, ослабляя его, вселяя в него болезнь и страх перед людьми. Человек начинает отказываться от истинных побуждений и обращаться к тому, что несущественно, причем его сердце обрывает тесную связь с Аллахом. А это означает слабость таухида и упования на Аллаха и является ширком и средством приобщения к Нему равных. Подобные небылицы оказывают также вредное воздействие на разум;
2) человек может не согласиться с этим (дурным предзнаменованием), однако это опечалит его сердце, вселит в него тоску и беспокойство. Если даже он и не пойдет первым путем, то это все равно принесет ему зло и вред, вселит слабость в его сердце, ослабив его упование на Аллаха. Грех может овладеть им, и он решит, что это есть истина, вплоть до того, что человек может оказаться в ситуации, изложенной выше.
Данное подробное изложение проясняет вам причину ненависти Законодателя к дурным приметам и Его порицание этого, поскольку подобное суеверие абсолютно противоречит таухиду и упованию на Аллаха.
Тот же, кто обнаружил в себе нечто подобное и опасается, что природные побуждения возобладают над ним, обязан вести борьбу в своей душе, чтобы отбросить эти чувства, испрашивая у Аллаха помощи в борьбе с этим. Человек не должен поддаваться этому, чтобы избежать зла.