Глава 50
О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Запрет на все имена, смысл которых содержит преклонение перед кем-либо, помимо Аллаха.
2. Смысл аята 190 из суры «Преграды».
3. Что это приобщение было только в именовании, не настоящим смыслом этого.
4. Дарование Аллахом человеку здоровой девочки также является Его благом*1.
5. Салафы подчеркивали разницу между ширком в повиновении и ширком в поклонении.
*1 Язычники Аравии расценивали рождение девочки как несчастье и закапывали новорожденных девочек живыми, о чем сказал Всевышний: «…И когда зарытая живьем будет спрошена, за какой грех она была убита…» (Скручивание, 8—9).
Всевышний Аллах сказал:
«Когда же Он даровал им здорового ребенка, они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им…» (Преграды, 190).
Комментируя приведенный выше аят, Ибн Аббас сказал: «Адам овладел ею [Евой] и она забеременела от него. Тогда пришел к ним Иблис и сказал: «Я — ваш знакомый, который вывел вас из Рая. Повинуйтесь же мне, а не то я сделаю вашего ребенка рогатым, и он разорвет тебе живот». Он продолжал их запугивать, требуя, чтобы они нарекли его Абд аль-Харисом[1]. Однако они отказались повиноваться ему, и ребенок родился мертвым. Затем она забеременела во второй раз, и Иблис опять пришел к ним и сказал то же самое. И в этот раз они отказались, и ребенок опять родился мертвым. Она забеременела в третий раз. Опять пришел Иблис и напомнил им о случившемся дважды. На этот раз любовь к ребенку овладела ими, и они назвали его Абд аль-Харисом. Поэтому было сказано: «…Они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им» (Преграды, 190). Этот хадис передал Ибн Абу Хатим. [2]
Он же передал достоверный хадис Катады, который сказал: «Эти сотоварищи были приобщены к Нему в повиновении, но не в поклонении».
По поводу же высказывания Всевышнего «Если Ты даруешь нам здорового ребенка, мы будем Тебе благодарны!» (Преграды, 189). Муджахид сказал: «Они опасались, что он не будет человеком». Об этом же упоминали аль-Хасан [аль-Басри. — Ред.], Саид [ибн Джубейр. — Ред.] и другие.
Ибн Хазм сказал: «Они [салафы. — Ред.] единогласно согласились с тем, что любое имя, смысл которого содержит преклонение перед кем-либо помимо Аллаха как, например, Абд Умар («раб Умара»), Абд аль-Кааба («раб Каабы») и т.п., является запрещенным. Исключением является имя Абд аль-Мутталиб»*2.
*2 Ибн Хазм сообщил: мусульманские ученые единодушны в своем мнении по поводу запрещения всего, что указывает на преклонение перед кем-либо, кроме Аллаха. Причина этого заключается в том, что это является приобщением к Аллаху равных в господстве и поклонении, так как все творения принадлежат Одному Аллаху и являются только Его рабами. Он же предписал поклоняться только Ему. Однако среди Его рабов есть такие, которые признают Его Единство в господстве и обладании прекрасными именами и качествами, но придают Ему сотоварищей в поклонении. Несмотря на это, на них также распространяется следующее предопределение Всевышнего: «Всякий, кто в небесах и на Земле, приходится Милостивому не иначе, как рабом» (Марйам, 93). В этом заключается всеобщее рабство пред Аллахом. Что же касается рабства особенного, то оно относится только к искренним и покорным рабам Аллаха. О них сказал Всевышний: «Разве же Аллах недостаточен для Своего раба..» (Толпы, 36).
Исключением из этого правила является имя Абд аль-Мутталиб, в основе которого лежит отношение рабства перед человеком. Прадед посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женился на женщине из рода бану ан-Наджжар племени аль-Хазрадж в Медине, и его сын Шейба рос там. Как-то брат Хашима, аль-Мутталиб, приехал в Медину и забрал мальчика с собой в Мекку. Они въехали в Мекку верхом, и Шейба сидел позади своего дяди. Цвет кожи мальчика изменился во время долгого путешествия. Когда жители Мекки увидели их, они приняли Шейбу за раба аль-Мутталиба и сказали: «Это — раб аль-Мутталиба (араб. «Абд аль-Мутталиб». — Ред.)». Это имя так закрепилось за ним, что люди звали его только так. Истинное значение этого имени не заключало в себе никакого иного смысла, поэтому даже Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Я — сын Абд аль-Мутталиба». В последствии Абд аль-Мутталиб стал вождем племени Курайш и являлся самым знатным из них в эпоху джахилийи. Именно он раскопал источник Замзам, из которого ему и его потомкам принадлежало право поить паломников до Ислама.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТИДЕСЯТОЙ
В данной главе речь идет о тех, кому Аллах даровал детей, и как Он совершил Свое благо, сделав их физически здоровыми.
В ответ на это люди обязаны быть благочестивыми в своей религии и благодарить Аллаха за Его блага. Они обязаны не допускать поклонения своих детей кому-либо помимо Аллаха, а также не приписывать благ Аллаха никому другому. В противном случае это будет проявлением неблагодарности за дарованные Им блага, что абсолютно противоречит принципу таухида.
[1] (Аль-Харис «пахарь» — имя иблиса). Таким образом, Абд аль-Харис означает «раб иблиса» [«раб шайтана». — Ред.])
Это же имя используется не только для шайтана. Сулейман бин Абдуллах передает, от Сайда ибн Джубейра, что так звали одного из ангелов. (См. Тайсируль Азизуль Хамид). Есть хадисы где имя аль-Харис применимо не к иблису.
Сообщается, что Анас ибн Малик сказал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самые любимые имена пред Аллахом – Абдуллах (раб Аллаха) и Абдур-Рахман (раб Милостивого) и аль-Харис». Этот хадис передал Абу Я’ля 2778.
Передают со слов сподвижника Абу Уахба аль-Джушами, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Называйтесь именами пророков. Больше всего Аллах Всевышний любит такие ваши имена, как Абдуллах и Абдур-Рахман, имена Хаммам (неутомимый) и Харис (пахарь) являются самыми правдивыми, а наиболее отвратительные имена – Харб (война) и Мурра (горькая)». Этот хадис передали Ахмад 4/345, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 814, Абу Дауд 4950, ан-Насаи 6/218-219 и аль-Байхакъи 9/306.
Но в любом случаи не допустима приставка «Абд» (раб) перед другими именами, кроме прекрасных имен Аллаха. О чем говорил автор в первом рассматриваемом вопросе.
По неизвестной нам причине в русском переводе в отличии от арабского оригинала была сделана перестановка первого и второго рассматриваемого вопроса. Мы вернули это на свои места. Так же исправлен был русский перевод, сравнивая с арабским текстом, третьего рассматриваемого вопроса.
[2] Сулейман бин Абдуллах в своем шархе Тайсируль Азизуль Хамид, привел несколько предании. В начале привел первое предание привел Ибн Аби Хатима от Ибн Аббаса и аналогичное второе от Самуры Ибн Джундуба передали его: имам Ахмад, ат-Тирмизи назвал его хорошим, Ибн Джарир ат-Табари, аль-Хаким удостоверил его. Затем от ибн Аби Хатима упомянул несколько версий хадиса, как передачу от Аби ибн Каьба и сказал, что иснад хадиса достоверен, и передал его Саида ибн Мансур и ибн Мунзир. И упомянул еще другие риваяты. (См.Тайсируль Азизуль Хамид, Сулеймана бин Абдуллаха). Ат-Табари тоже приводит несколькими разными цепочками.
Упомянул имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, в значении этого аята: что нам передал Абдуссомад, нам передал Умар ибн Иброхим, нам передал Катада от Хасана, от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «После того как забеременела Ева, кружил около неё иблис, а её дети умирали. И тогда сказал (иблис): Назови его Абдуль Харисом и он будет жить. И она назвала его Абдуль Харисом и (ребенок) жил. И было это из внушения шайтана и его велением». Передал Ахмад, и ат-Тирмизи назвал его хорошим, и ибн Джарир ат-Табари, и аль-Хаким удостоверил его.
(См. Тайсируль Азизуль Хамид, Сулеймана бин Абдуллаха).
Передал ибн Джарир ат-Табари и ибн Аби Хатим от Абдуррахмана бин Зайда бин Аслама, который передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(иблис) обманул их обоих второй раз». Сказал Зайд, что первый раз обманул их в раю, и второй раз обманул их на земле. (См. Тайсируль Азизуль Хамид, Сулеймана бин Абдуллаха).
«Сделал участником его (Иблиса) в повиновении ему, не в поклонении. И не сделал ширк Аллаху. Но однако повиновался ему». (Тафсир ат-Табари).
«Пришло обобщенное название куфр и ширк на многие из грехов, которые основываются на повиновении не Аллаху...и даже если это не выводит его из религии». (Шарх Калиматиль Ихляс; Ибн Раджаб Аль-Ханбали).
В языковедении так может применяться даже к творениям Аллаха. Например, когда жена проявляет неблагодарность к мужу. Ибн Аббас рассказывал: «Однажды пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне был показан Ад, и оказалось, что большинство из его обитателей женщины, проявлявшие неверие». Его спросили: «Они не веровали в Аллаха?» Он ответил: «Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не благодарили за благодеяния, которые им оказывали. Если ты долго будешь делать добро какой-нибудь (из таких женщин), а потом она увидит от тебя нечто такое, что ей не понравится, то обязательно скажет: «Я никогда не видела от тебя ничего хорошего!»» (аль-Бухари 29, Муслим 907).
Слова «проявлявшие неверие» означают неблагодарность, а не неверие в Аллаха.
«И верно то, что сделали они это приобщение в именовании, не в намерении и убеждении». (Таьвиль Мушкиль Аль-Куран; Ибн Кутейба).
«И если скажет говорящий: «И что ты говоришь, тогда как дело обстоит в описании толкования этого аята? И что подразумевается Адам и Ева, в словах Аллаха: «И превыше Аллах того, что они приобщают»? Разве это не порицание от Аллаха того, что будет Ему в именовании сотоварищ или в поклонении? Если скажешь в именовании, свидетельствует о не состоятельности этого слова Аллаха: «Неужели они приобщают в сотоварищи Аллаху тех, которые ничего не творят, а сами они сотворены?» Если ты скажешь в поклонении, будет сказано тебе: Тогда Адам сделал ширк в поклонении другому кроме Аллаха? Будет отвечено ему (вопрошающему): Что подразумевается в высказывании слов Аллаха: «И превыше Аллах того, что они приобщают», не то что ты озвучил. А верно в этих словах: Превыше Аллах того, что приобщают Ему мушрики арабы, кто поклоняется идолам. А то, что касается повествования про Адама и Еву, то оно закончилось на словах Его: «Они придали Ему сотоварищей в том, что Он им даровал». Потом возобновил слова Свои (Аллах о многобожниках): «И превыше Аллах того, что они приобщают». Как передал мне Мухаммад ибн аль-Хусейн, который сказал: передал нам Ахмад ибн аль-Муфаддаль, который сказал: передал нам Асбат, от ас-Судди слова Его: «И превыше Аллах того, что они приобщают», сказал: Это отделение от аята (про) Адама, и касаются уже того, что обожествляли арабы. (Тафсир ат-Табари).
О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Запрет на все имена, смысл которых содержит преклонение перед кем-либо, помимо Аллаха.
2. Смысл аята 190 из суры «Преграды».
3. Что это приобщение было только в именовании, не настоящим смыслом этого.
4. Дарование Аллахом человеку здоровой девочки также является Его благом*1.
5. Салафы подчеркивали разницу между ширком в повиновении и ширком в поклонении.
*1 Язычники Аравии расценивали рождение девочки как несчастье и закапывали новорожденных девочек живыми, о чем сказал Всевышний: «…И когда зарытая живьем будет спрошена, за какой грех она была убита…» (Скручивание, 8—9).
Всевышний Аллах сказал:
«Когда же Он даровал им здорового ребенка, они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им…» (Преграды, 190).
Комментируя приведенный выше аят, Ибн Аббас сказал: «Адам овладел ею [Евой] и она забеременела от него. Тогда пришел к ним Иблис и сказал: «Я — ваш знакомый, который вывел вас из Рая. Повинуйтесь же мне, а не то я сделаю вашего ребенка рогатым, и он разорвет тебе живот». Он продолжал их запугивать, требуя, чтобы они нарекли его Абд аль-Харисом[1]. Однако они отказались повиноваться ему, и ребенок родился мертвым. Затем она забеременела во второй раз, и Иблис опять пришел к ним и сказал то же самое. И в этот раз они отказались, и ребенок опять родился мертвым. Она забеременела в третий раз. Опять пришел Иблис и напомнил им о случившемся дважды. На этот раз любовь к ребенку овладела ими, и они назвали его Абд аль-Харисом. Поэтому было сказано: «…Они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им» (Преграды, 190). Этот хадис передал Ибн Абу Хатим. [2]
Он же передал достоверный хадис Катады, который сказал: «Эти сотоварищи были приобщены к Нему в повиновении, но не в поклонении».
По поводу же высказывания Всевышнего «Если Ты даруешь нам здорового ребенка, мы будем Тебе благодарны!» (Преграды, 189). Муджахид сказал: «Они опасались, что он не будет человеком». Об этом же упоминали аль-Хасан [аль-Басри. — Ред.], Саид [ибн Джубейр. — Ред.] и другие.
Ибн Хазм сказал: «Они [салафы. — Ред.] единогласно согласились с тем, что любое имя, смысл которого содержит преклонение перед кем-либо помимо Аллаха как, например, Абд Умар («раб Умара»), Абд аль-Кааба («раб Каабы») и т.п., является запрещенным. Исключением является имя Абд аль-Мутталиб»*2.
*2 Ибн Хазм сообщил: мусульманские ученые единодушны в своем мнении по поводу запрещения всего, что указывает на преклонение перед кем-либо, кроме Аллаха. Причина этого заключается в том, что это является приобщением к Аллаху равных в господстве и поклонении, так как все творения принадлежат Одному Аллаху и являются только Его рабами. Он же предписал поклоняться только Ему. Однако среди Его рабов есть такие, которые признают Его Единство в господстве и обладании прекрасными именами и качествами, но придают Ему сотоварищей в поклонении. Несмотря на это, на них также распространяется следующее предопределение Всевышнего: «Всякий, кто в небесах и на Земле, приходится Милостивому не иначе, как рабом» (Марйам, 93). В этом заключается всеобщее рабство пред Аллахом. Что же касается рабства особенного, то оно относится только к искренним и покорным рабам Аллаха. О них сказал Всевышний: «Разве же Аллах недостаточен для Своего раба..» (Толпы, 36).
Исключением из этого правила является имя Абд аль-Мутталиб, в основе которого лежит отношение рабства перед человеком. Прадед посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женился на женщине из рода бану ан-Наджжар племени аль-Хазрадж в Медине, и его сын Шейба рос там. Как-то брат Хашима, аль-Мутталиб, приехал в Медину и забрал мальчика с собой в Мекку. Они въехали в Мекку верхом, и Шейба сидел позади своего дяди. Цвет кожи мальчика изменился во время долгого путешествия. Когда жители Мекки увидели их, они приняли Шейбу за раба аль-Мутталиба и сказали: «Это — раб аль-Мутталиба (араб. «Абд аль-Мутталиб». — Ред.)». Это имя так закрепилось за ним, что люди звали его только так. Истинное значение этого имени не заключало в себе никакого иного смысла, поэтому даже Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Я — сын Абд аль-Мутталиба». В последствии Абд аль-Мутталиб стал вождем племени Курайш и являлся самым знатным из них в эпоху джахилийи. Именно он раскопал источник Замзам, из которого ему и его потомкам принадлежало право поить паломников до Ислама.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТИДЕСЯТОЙ
В данной главе речь идет о тех, кому Аллах даровал детей, и как Он совершил Свое благо, сделав их физически здоровыми.
В ответ на это люди обязаны быть благочестивыми в своей религии и благодарить Аллаха за Его блага. Они обязаны не допускать поклонения своих детей кому-либо помимо Аллаха, а также не приписывать благ Аллаха никому другому. В противном случае это будет проявлением неблагодарности за дарованные Им блага, что абсолютно противоречит принципу таухида.
[1] (Аль-Харис «пахарь» — имя иблиса). Таким образом, Абд аль-Харис означает «раб иблиса» [«раб шайтана». — Ред.])
Это же имя используется не только для шайтана. Сулейман бин Абдуллах передает, от Сайда ибн Джубейра, что так звали одного из ангелов. (См. Тайсируль Азизуль Хамид). Есть хадисы где имя аль-Харис применимо не к иблису.
Сообщается, что Анас ибн Малик сказал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самые любимые имена пред Аллахом – Абдуллах (раб Аллаха) и Абдур-Рахман (раб Милостивого) и аль-Харис». Этот хадис передал Абу Я’ля 2778.
Передают со слов сподвижника Абу Уахба аль-Джушами, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Называйтесь именами пророков. Больше всего Аллах Всевышний любит такие ваши имена, как Абдуллах и Абдур-Рахман, имена Хаммам (неутомимый) и Харис (пахарь) являются самыми правдивыми, а наиболее отвратительные имена – Харб (война) и Мурра (горькая)». Этот хадис передали Ахмад 4/345, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 814, Абу Дауд 4950, ан-Насаи 6/218-219 и аль-Байхакъи 9/306.
Но в любом случаи не допустима приставка «Абд» (раб) перед другими именами, кроме прекрасных имен Аллаха. О чем говорил автор в первом рассматриваемом вопросе.
По неизвестной нам причине в русском переводе в отличии от арабского оригинала была сделана перестановка первого и второго рассматриваемого вопроса. Мы вернули это на свои места. Так же исправлен был русский перевод, сравнивая с арабским текстом, третьего рассматриваемого вопроса.
[2] Сулейман бин Абдуллах в своем шархе Тайсируль Азизуль Хамид, привел несколько предании. В начале привел первое предание привел Ибн Аби Хатима от Ибн Аббаса и аналогичное второе от Самуры Ибн Джундуба передали его: имам Ахмад, ат-Тирмизи назвал его хорошим, Ибн Джарир ат-Табари, аль-Хаким удостоверил его. Затем от ибн Аби Хатима упомянул несколько версий хадиса, как передачу от Аби ибн Каьба и сказал, что иснад хадиса достоверен, и передал его Саида ибн Мансур и ибн Мунзир. И упомянул еще другие риваяты. (См.Тайсируль Азизуль Хамид, Сулеймана бин Абдуллаха). Ат-Табари тоже приводит несколькими разными цепочками.
Упомянул имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, в значении этого аята: что нам передал Абдуссомад, нам передал Умар ибн Иброхим, нам передал Катада от Хасана, от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «После того как забеременела Ева, кружил около неё иблис, а её дети умирали. И тогда сказал (иблис): Назови его Абдуль Харисом и он будет жить. И она назвала его Абдуль Харисом и (ребенок) жил. И было это из внушения шайтана и его велением». Передал Ахмад, и ат-Тирмизи назвал его хорошим, и ибн Джарир ат-Табари, и аль-Хаким удостоверил его.
(См. Тайсируль Азизуль Хамид, Сулеймана бин Абдуллаха).
Передал ибн Джарир ат-Табари и ибн Аби Хатим от Абдуррахмана бин Зайда бин Аслама, который передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(иблис) обманул их обоих второй раз». Сказал Зайд, что первый раз обманул их в раю, и второй раз обманул их на земле. (См. Тайсируль Азизуль Хамид, Сулеймана бин Абдуллаха).
«Сделал участником его (Иблиса) в повиновении ему, не в поклонении. И не сделал ширк Аллаху. Но однако повиновался ему». (Тафсир ат-Табари).
«Пришло обобщенное название куфр и ширк на многие из грехов, которые основываются на повиновении не Аллаху...и даже если это не выводит его из религии». (Шарх Калиматиль Ихляс; Ибн Раджаб Аль-Ханбали).
В языковедении так может применяться даже к творениям Аллаха. Например, когда жена проявляет неблагодарность к мужу. Ибн Аббас рассказывал: «Однажды пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне был показан Ад, и оказалось, что большинство из его обитателей женщины, проявлявшие неверие». Его спросили: «Они не веровали в Аллаха?» Он ответил: «Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не благодарили за благодеяния, которые им оказывали. Если ты долго будешь делать добро какой-нибудь (из таких женщин), а потом она увидит от тебя нечто такое, что ей не понравится, то обязательно скажет: «Я никогда не видела от тебя ничего хорошего!»» (аль-Бухари 29, Муслим 907).
Слова «проявлявшие неверие» означают неблагодарность, а не неверие в Аллаха.
«И верно то, что сделали они это приобщение в именовании, не в намерении и убеждении». (Таьвиль Мушкиль Аль-Куран; Ибн Кутейба).
«И если скажет говорящий: «И что ты говоришь, тогда как дело обстоит в описании толкования этого аята? И что подразумевается Адам и Ева, в словах Аллаха: «И превыше Аллах того, что они приобщают»? Разве это не порицание от Аллаха того, что будет Ему в именовании сотоварищ или в поклонении? Если скажешь в именовании, свидетельствует о не состоятельности этого слова Аллаха: «Неужели они приобщают в сотоварищи Аллаху тех, которые ничего не творят, а сами они сотворены?» Если ты скажешь в поклонении, будет сказано тебе: Тогда Адам сделал ширк в поклонении другому кроме Аллаха? Будет отвечено ему (вопрошающему): Что подразумевается в высказывании слов Аллаха: «И превыше Аллах того, что они приобщают», не то что ты озвучил. А верно в этих словах: Превыше Аллах того, что приобщают Ему мушрики арабы, кто поклоняется идолам. А то, что касается повествования про Адама и Еву, то оно закончилось на словах Его: «Они придали Ему сотоварищей в том, что Он им даровал». Потом возобновил слова Свои (Аллах о многобожниках): «И превыше Аллах того, что они приобщают». Как передал мне Мухаммад ибн аль-Хусейн, который сказал: передал нам Ахмад ибн аль-Муфаддаль, который сказал: передал нам Асбат, от ас-Судди слова Его: «И превыше Аллах того, что они приобщают», сказал: Это отделение от аята (про) Адама, и касаются уже того, что обожествляли арабы. (Тафсир ат-Табари).