Глава 48
О НЕСЕРЬЕЗНОМ ОТНОШЕНИИ К ТОМУ, В ЧЕМ
УПОМИНАЕТСЯ ИМЯ АЛЛАХА, К КОРАНУ ИЛИ К
ПОСЛАННИКУ АЛЛАХА, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО
АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Очень важный вопрос о том, что любой, позволяющий себе подобные шутки, является неверным.
2. Таково толкование аята в отношении совершившего это, кем бы он ни был.
3. Разница между доносом и благожелательностью по отношению к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.
4. Разница между милосердием, которое угодно Аллаху, и беспощадностью по отношению к врагам Аллаха.
5. Вопрос о том, что не каждое извинение должно приниматься.
Всевышний Аллах сказал:
«А если ты их спросишь, они, конечно, скажут: «Мы просто беседовали и шутили!» Скажи: «Не над Аллахом ли, Его знамениями и Его посланником вы издевались?» Не извиняйтесь! Вы стали неверными после того, как уверовали…» (Покаяние, 65— 66).
Ибн Умар, Мухаммад ибн Ка’б, Зейд ибн Аслам и Катада рассказывали: «Во время похода в Табук один человек сказал: «Не видывали мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти чтецы Корана»,— имея в виду посланника Аллаха и его сподвижников, читающих Коран. Ауф ибн Малик возразил ему: «Ты не только лжец, но и лицемер! Я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха». После этого Ауф отправился к Пророку, чтобы обо всем ему рассказать. Однако, придя, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к посланнику Аллаха, чтобы извиниться, Пророк уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал: «О посланник Аллаха, мы просто беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы…» Ибн Умар рассказывал: «Он выглядел привязанным к подпруге верблюдицы Пророка, а его ноги ударялись о камни, и он повторял: «Мы просто беседовали и шутили!..» Посланник Аллаха же сказал ему только: «Не над Аллахом ли, Его знамениями и Его посланником вы издевались?» Он не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному»*1. (Передал Ар-Рифаи 2/350 от Ибн Исхака; достоверный хадис).
*1 Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: «Всевышний Аллах приказал ему [Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. — Ред.] сказать им: «Вы стали неверными после того, как уверовали…» (Покаяние, 66). Однако тот, кто говорит: «После того, как они уверовали, они проявили неверие на словах, до этого став неверными в сердцах»,— неправ, потому что вера на языке и неверие в сердце равносильны неверию. Неверно также утверждать, что слова «Вы стали неверными после того, как уверовали…» означают, что они и не переставали быть неверными [лишь внешне приняв Ислам. — Ред.], а если они и проявили неверие после того, как проявили свою веру, то они проявляли его не всем людям, а только близким, которые также лицемерили. Однако такая речь Аллаха не указывает на то, что они были и остались лицемерами… Сообщено, что они стали неверными после того, как уверовали, сказав: «Мы произносили слова неверия без убежденности в них, мы просто беседовали и шутили». Однако ясно, что высмеивание знамений Аллаха — это неверие, и произносить подобные слова может только тот, чьё сердце принимает их, ведь если бы в его сердце была вера, она обязательно помешала бы ему произнести эти слова. Таким образом, Коран разъясняет, что вера в сердце обязательно требует соответствующего поведения.
Всевышний также сказал: «Они говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Посланника и повинуемся!» Однако часть из них после этого отворачивается, и они не являются верующими. Когда же их призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы они рассудили между ними, часть из них отвращается. Если бы у них была истина, то они пришли бы к нему с покорностью. Разве в сердцах их болезнь или они впали в сомнение? Или они будут несправедливы к ним? Нет! Они сами несправедливы! Ведь верующие, когда их призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, говорят лишь: «Мы слышали и повинуемся!» Они — достигшие успеха!» (Свет, 47—51). В этом аяте Аллах отверг веру тех, кто уклоняется от подчинения Его пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил, что верующие, когда их призывают к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы тот рассудил их, слушаются и подчиняются. Таким образом, Всевышний Аллах разъяснил, что вера обязательно требует этого».
В этом есть разъяснение, что человек войдет в неверие из-за слова сказанного им или с подобным сделанным действием. И если нечто проникло в сердце с подобным желанием. (Фатхуль Маджид).
Человек может впасть в неверие, произнеся всего одно слово, либо совершив всего один поступок. Самым же опасным из них является влечение сердец к запрещенному Аллахом, которое подобно безбрежному океану. Поэтому раб Аллаха извлечет для себя великую пользу, если будет испытывать страх перед проявлением лицемерия. Ибн Абу Мулайка сказал: «Я видел за свою жизнь тридцать сподвижников посланника Аллаха, каждый из которых боялся возможности проявления в себе лицемерия». Да сделает Аллах наши дела искренними пред Ним и дарует нам мир и благополучие как в этом мире, так и в ином!
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ВОСЬМОЙ
Подобное отношение абсолютно противоречит вере и выводит допустившего его из религии, поскольку основой религии считается вера в Аллаха, Его книги и Его посланников. Уважение же к этим святым понятиям является частью веры. Также известно, что насмешки и шутки в отношении указанных понятий гораздо хуже, чем чистое неверие, поскольку это представляет собой неверие плюс неуважение и издевательство.
Следует отметить, что неверные бывают двух видов: противящиеся и противодействующие. И противодействующие — это те, кто сражается против Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, порочит Аллаха, Его религию и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, что представляет собой самое грубое неверие и самое великое нечестие. К этому же виду относится и насмехающийся над всем этим.
[1] Положение тех, кто насмехается над аятами Аллаха
О НЕСЕРЬЕЗНОМ ОТНОШЕНИИ К ТОМУ, В ЧЕМ
УПОМИНАЕТСЯ ИМЯ АЛЛАХА, К КОРАНУ ИЛИ К
ПОСЛАННИКУ АЛЛАХА, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО
АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Очень важный вопрос о том, что любой, позволяющий себе подобные шутки, является неверным.
2. Таково толкование аята в отношении совершившего это, кем бы он ни был.
3. Разница между доносом и благожелательностью по отношению к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.
4. Разница между милосердием, которое угодно Аллаху, и беспощадностью по отношению к врагам Аллаха.
5. Вопрос о том, что не каждое извинение должно приниматься.
Всевышний Аллах сказал:
«А если ты их спросишь, они, конечно, скажут: «Мы просто беседовали и шутили!» Скажи: «Не над Аллахом ли, Его знамениями и Его посланником вы издевались?» Не извиняйтесь! Вы стали неверными после того, как уверовали…» (Покаяние, 65— 66).
Ибн Умар, Мухаммад ибн Ка’б, Зейд ибн Аслам и Катада рассказывали: «Во время похода в Табук один человек сказал: «Не видывали мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти чтецы Корана»,— имея в виду посланника Аллаха и его сподвижников, читающих Коран. Ауф ибн Малик возразил ему: «Ты не только лжец, но и лицемер! Я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха». После этого Ауф отправился к Пророку, чтобы обо всем ему рассказать. Однако, придя, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к посланнику Аллаха, чтобы извиниться, Пророк уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал: «О посланник Аллаха, мы просто беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы…» Ибн Умар рассказывал: «Он выглядел привязанным к подпруге верблюдицы Пророка, а его ноги ударялись о камни, и он повторял: «Мы просто беседовали и шутили!..» Посланник Аллаха же сказал ему только: «Не над Аллахом ли, Его знамениями и Его посланником вы издевались?» Он не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному»*1. (Передал Ар-Рифаи 2/350 от Ибн Исхака; достоверный хадис).
*1 Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: «Всевышний Аллах приказал ему [Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. — Ред.] сказать им: «Вы стали неверными после того, как уверовали…» (Покаяние, 66). Однако тот, кто говорит: «После того, как они уверовали, они проявили неверие на словах, до этого став неверными в сердцах»,— неправ, потому что вера на языке и неверие в сердце равносильны неверию. Неверно также утверждать, что слова «Вы стали неверными после того, как уверовали…» означают, что они и не переставали быть неверными [лишь внешне приняв Ислам. — Ред.], а если они и проявили неверие после того, как проявили свою веру, то они проявляли его не всем людям, а только близким, которые также лицемерили. Однако такая речь Аллаха не указывает на то, что они были и остались лицемерами… Сообщено, что они стали неверными после того, как уверовали, сказав: «Мы произносили слова неверия без убежденности в них, мы просто беседовали и шутили». Однако ясно, что высмеивание знамений Аллаха — это неверие, и произносить подобные слова может только тот, чьё сердце принимает их, ведь если бы в его сердце была вера, она обязательно помешала бы ему произнести эти слова. Таким образом, Коран разъясняет, что вера в сердце обязательно требует соответствующего поведения.
Всевышний также сказал: «Они говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Посланника и повинуемся!» Однако часть из них после этого отворачивается, и они не являются верующими. Когда же их призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы они рассудили между ними, часть из них отвращается. Если бы у них была истина, то они пришли бы к нему с покорностью. Разве в сердцах их болезнь или они впали в сомнение? Или они будут несправедливы к ним? Нет! Они сами несправедливы! Ведь верующие, когда их призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, говорят лишь: «Мы слышали и повинуемся!» Они — достигшие успеха!» (Свет, 47—51). В этом аяте Аллах отверг веру тех, кто уклоняется от подчинения Его пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил, что верующие, когда их призывают к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы тот рассудил их, слушаются и подчиняются. Таким образом, Всевышний Аллах разъяснил, что вера обязательно требует этого».
В этом есть разъяснение, что человек войдет в неверие из-за слова сказанного им или с подобным сделанным действием. И если нечто проникло в сердце с подобным желанием. (Фатхуль Маджид).
Человек может впасть в неверие, произнеся всего одно слово, либо совершив всего один поступок. Самым же опасным из них является влечение сердец к запрещенному Аллахом, которое подобно безбрежному океану. Поэтому раб Аллаха извлечет для себя великую пользу, если будет испытывать страх перед проявлением лицемерия. Ибн Абу Мулайка сказал: «Я видел за свою жизнь тридцать сподвижников посланника Аллаха, каждый из которых боялся возможности проявления в себе лицемерия». Да сделает Аллах наши дела искренними пред Ним и дарует нам мир и благополучие как в этом мире, так и в ином!
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ВОСЬМОЙ
Подобное отношение абсолютно противоречит вере и выводит допустившего его из религии, поскольку основой религии считается вера в Аллаха, Его книги и Его посланников. Уважение же к этим святым понятиям является частью веры. Также известно, что насмешки и шутки в отношении указанных понятий гораздо хуже, чем чистое неверие, поскольку это представляет собой неверие плюс неуважение и издевательство.
Следует отметить, что неверные бывают двух видов: противящиеся и противодействующие. И противодействующие — это те, кто сражается против Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, порочит Аллаха, Его религию и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, что представляет собой самое грубое неверие и самое великое нечестие. К этому же виду относится и насмехающийся над всем этим.
[1] Положение тех, кто насмехается над аятами Аллаха