Глава 46 - О ТИТУЛАХ ТИПА «СУДЬЯ ВСЕХ СУДЕЙ» И ТОМУ ПОДОБНЫХ ТИТУЛАХ

Глава 46

О ТИТУЛАХ ТИПА «СУДЬЯ ВСЕХ СУДЕЙ»*1
И ТОМУ ПОДОБНЫХ ТИТУЛАХ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Запрещение титула «царь всех царей».
2. Все выражения, имеющие такой же смысл, также запрещены, и на то указал Суфйан ибн Уйейна.
3. Понимание того, что это и подобные выражения запретны, даже если человек не преследует такой цели в своем сердце.
4. Понимание того, что человек должен отказаться от этого ради уважения к Всевышнему и Всемогущему Аллаху.

В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры, который слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
 Самым низким в глазах Аллаха является человек, носящий имя всех царей, ибо нет царя, кроме Аллаха.
*2 (Передали Аль-Бухари 10/486, Муслим (2143), Абу Дауд (4961), ат-Тирмизи [21391]).
Суфйан [ибн Уйайна. — Ред.] сказал: «Это то же, что и «шахиншах»».
В другой ривайе говорится: Этот человек вызовет самый сильный гнев Аллаха и будет самым скверным человеком в день Воскресения
*3. Слова его: униженным, то есть самым низким человеком.

*1
Упомянул автор, да помилует его Аллах, это выражение указывая на запретность называться «Судья всех судей», применив его как заголовок, о чём говорится в самой главе. Об запрете этого, чтобы не уподобляться в даже подобном смысле. (Фатхуль Маджид).
*2 Потому что это выражение является верным по отношению только к Аллаху Всевышнему. Аллах Царь всех царей, нет царя более величественнее Его. Владыка, истинный Царь обладатель величия и почёта. (Фатхуль Маджид).
*3 И это предостережение каждому, кто этим величается. Как привел Абу Дауд от Аби Миджляза, который сказал: «Подошёл Муавия, да будет доволен им Аллах, ибн аз-Зубайру и ибн Амиру. И ибн Амир встал, а ибн аз-Зубайр сидел. Ибн Амиру Муавия сказал: «Садись, поистине я слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Кто любит чтобы перед ним вставали люди, пусть приготовится занять свое место в огне»». (Абу Дауд). Так же передал его ат-Тирмизи, который сказал, что хадис хороший.
Передается от Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Пришёл к нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, опираясь на посох. И мы встали перед ним. Он сказал: «Не вставайте
[1] подобно тому, как встают персы, возвышая друг друга»». (Абу Дауд). (Фатхуль Маджид).

[1] Как пояснил Абдуррахман бин Хасан, что это касается каждого кто возвеличивается этим и тех, кто величает. Абдуррахман бин Хасан сказал: «И это предостережение каждому, кто этим величается...И мы встали перед ним. Он сказал: «Не вставайте подобно тому, как встают персы, возвышая друг друга»». (Абу Дауд)». Подобный хадис передается Муслимом: «Не возвеличивайте меня, как Персы возвеличивают друг друга». (Муслим). Но не касается того случая где нет возвеличивания. Как например, встать и встретить человека, который прибыл с далекого пути, или человека которого поздравляешь и с радостью сообщаешь о благой вести. Подробнее об этом пояснил Ибн Теймийа.