Глава 30
О СВЯЗЫВАНИИ ВЫПАДЕНИЯ ДОЖДЯ
С РАСПОЛОЖЕНИЕМ ЗВЕЗД
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аята 82 из суры «Падающее».
2. Упоминание о четырех качествах, оставшихся со времен джахилийи.
3. Упоминание о неверии в некоторых из них.
4. Иногда неверием является то, что не выводит мусульманина из исламской общины.
5. Слова Аллаха «Среди Моих рабов выявились верящие в Меня и неверующие…» связаны с признанием благ Аллаха и отрицанием их.
6. Осознание веры в данной ситуации.
7. Осознание неверия в данной ситуации.
8. Понимание высказывания «Такая-то звезда сказала правду».
9. Постановка ученым вопроса перед обучающимися для того, чтобы привлечь их внимание. Яркий пример этому — вопрос Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Известно ли вам, что сказал ваш Господь?»
10. Суровая угроза плакальщице.
Всевышний Аллах сказал:
«…И свой удел обращаете в то, что объявляете ложью (Коран)?»*1 (Падающее, 82).
*1 Али рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и свой удел обращаете» (Падающее, 82), то есть (вместо) благодарности вашей (за удел, который ниспослал вам Аллах) то, что вы «объявляете ложь», говоря: «Дождь выпал благодаря такому-то расположению звезд или благодаря такой-то звезде»» (Ахмад 1/89, 108, 131, ат-Тирмизи (3291), Ибн Абу Хатим и Ибн Джарир ат-Табари). Это передали от Али, Ибн Аббаса, Катады, ад-Даххака, Ата’ аль-Хурасани, и таково мнение большинства толкователей Корана. Ибн Кайим же так толковал этот аят: «То есть делаете вашим достатком в пропитании, за счет которого вы живете, отрицание его [Корана. — Ред.]».
Абу Малик аль-Ашари рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
В моей общине осталось четыре пережитка джахилийи: гордость знатным происхождением, опорочивания рода, связывание выпадения дождя со звездам и оплакивание покойников. Затем он добавил: Если плакальщица не принесет покаяния до смерти, то в день Воскресения она восстанет в одеянии из черной смолы, покрытая коростой*2. Этот хадис передал Муслим (943).
Зейд ибн Халид рассказывал:
Посланник Аллаха руководил нашим утренним Намазом в Худайбийе. В ту ночь шел сильный дождь. После совершения Намаза он повернулся к людям и сказал: «Известно ли вам, что сказал ваш Господь?» Люди ответили: «Аллаху и Его посланнику это известно лучше». Тогда Пророк произнес: «Он сказал: «Среди Моих рабов выявились верящие в Меня и неверующие». Если человек говорит, что дождь выпадает благодаря Аллаху и Его милости, то он верит в Меня и не верит в звезды. Если же человек говорит, что дождь выпадает благодаря расположению звезд, то он не верит в Меня и верит в звезды». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим (Аль-Бухари 2/277, 433 и 7/338, Муслим [71]).
Муслим передал похожий хадис от Ибн Аббаса, в котором говорится:
Некоторые из людей сказали: «Такая-то звезда сказала правду». И тогда Аллах ниспослал следующий аят: «Нет, клянусь Я ((частями Корана) — по одному из толкований) падением звезд! А ведь это — клятва, если бы вы знали, великая. Поистине, это ведь Великочтимый Коран в Книге Сокровенной. Прикасаются к нему только очищенные. Ниспослание от Господа миров. Разве же и этим повествованием вы небрежете? И свой удел обращаете в то, что объявляете ложью (Коран)?»**3 (Падающее, 75—82). (Передал Муслим [73]).
*2 Святой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал, что этими четырьмя качествами будет обладать часть его общины, зная, что это запрещено, либо по невежеству. Все, что осталось от грязи в эпоху джахилийи, порицается и запрещается в Исламе.
Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: «Известно, что некоторые деяния невежества, которые люди не оставили (т.е. продолжают совершать), все они являются порицаемыми для того, кто не оставил их. А это означает, что каждый, кто был на порицаемом деле и совершал их, является порицаемым в религии Ислам. Если бы это не было бы так, то не относили бы к джахилийи. Известно, что приписывание дела к джахилийи показывает его порицаемость. Как сказано об этом в словах Аллаха: «Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, выплачивайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. О обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью». (Сонмы, 33).
Гордость знатным происхождением относится к величайшим проявлениям невежества, ибо нет большего благочестия, чем богобоязненность. Всевышний сказал: «Поистине, самые благочестивые из вас пред Аллахом — самые богобоязненные…» (Комнаты, 13).
Опорочивания рода также относится к поступкам, оставшимся от джахилийи, иудаизма и христианства. Если же мусульманин все-таки допускает это (ругать род других), то это не означает, что он обязательно является неверным или грешником (если не возноситься над другими). Это подробно разъяснил шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа.
Абу Хурайра передал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине Аллах убрал от вас грязь джахилии, чтобы вы не гордились отцами. Он (человек) является или богобоязненным верующим, или злосчастным грешником. Люди являются сынами Адама. Адам же создан из глины. Непременно (некоторые) люди будут возноситься своей самовосхвалением/гордостью над другими. Однако это является углем для ада. Или же перед Аллахом они ниже навозного жука. (Абу Дауд, Адаб, 120).
В отличие от этого, убеждение в том, что звезды либо их расположение влияют на выпадение дождя, является неверием и ширком, подобно убеждению в том, что мольба, обращенная к умершему или отсутствующему, принесет пользу или защитит от зла и т.п. Это — ширк, с которым боролся посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний сказал: «И сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение, и пока вся религия не будет принадлежать Аллаху…» (Добыча, 39). «Искушение» здесь: ширк.
Оплакивание покойников — имеется в виду рыдание громким голосом, чрезмерные крики и вопли — является одним из смертных грехов, который требует покаяния, так как совершающий это негодует на предопределение Аллаха. Скорбь, грусть и даже негромкий плач допустимы в Шариате, поскольку являются проявлением человеческого милосердия и сострадания.
**3 Верить в то, что расположение звезд влияет на выпадение дождя, является куфром, так как это есть придавание сотоварищей в Господстве. Придающий сотоварищей является неверующим. Если говорящий это не верит (в то, что дождь выпадает из-за расположения звезд, но верит что Аллах сделал причиной звезды, как например сделал причиной дождя сгущение туч), то это малый ширк. Так как отнес (иносказательно) милость к чему-то другому, помимо Аллаха. И так как Аллах не сделал расположение планет причиной выпадения дождя. Поистине ниспосылает дождь только Аллах по Своей милости. Он удерживает его когда пожелает и низводит когда пожелает. Это является огромной милостью Аллаха, которую Он дает одним по Своему желанию, и не дает другим. Кроме того, этот хадис указывает на то, что даже в иносказательном смысле нельзя деяния присущие только Аллаху, причислять другим, помимо Него.
В этом аяте Всевышний Аллах поклялся о Великочтимом Коране, ибо Великий и Всемогущий Аллах клянется чем хочет и о чем хочет. Отрицание же, использованное в арабском тексте 75-го аята — «Нет, клянусь Я…», — подчеркивает, что Коран не является колдовством, как это предполагали мушрики.
Аллах поклялся падением звезд, однако арабское слово «нуджум» (звезды) означает также и «части», поэтому Ибн Аббас в толковании этого аята сказал: «Это значит: «[Клянусь. — Ред.] частями Корана», ибо он был ниспослан целиком с Высшего неба на первое небо в ночь Предопределения, и после чего ниспосылался по частям в течение последующих лет». Потом Ибн Аббас прочел этот аят и сказал: «И падение их — это ниспослание частей одна за другой».
Муджахид же сказал: «Падение звезд — это их восход и закат». Ибн Джарир отдал предпочтение этому толкованию.
Существует связь между тем, чем поклялся Всевышний и тем, о чем Он поклялся. Во-первых, звезды созданы Аллахом для того, чтобы указывать дорогу во мраке суши и моря, а аяты Корана указывают на верный путь во тьме заблуждения и невежества. Звезды дают указания материальные, а Коран —духовные. Во-вторых, звезды наделены внешней красотой, а Коран обладает красотой внутренней. В-третьих, звезды служат для побиения шайтанов, и Коран является оружием против шайтанов из людей и джиннов. В-четвертых, звезды являются знамениями Аллаха, воспринимаемые зрением, а аяты Корана — это знамения, воспринимаемые слухом. И в-пятых, в падении звезд при закате сокрыт смысл и указание на аяты Корана и их ниспослание с Небес. Об этом упомянул Ибн Кайим, да смилостивится над ним Аллах.
«А ведь это — клятва, если бы вы знали, великая» (Падающее, 80)
Ибн Касир сказал: То есть, поистине то, чем Я клянусь – это великая клятва, если бы вы знали о величии его, то непременно возвеличили бы Того, Кто клянется им (Кораном).
«Поистине, это ведь Великочтимый Коран» (Падающее, 77) – то есть, поистине это откровение от Аллаха, и послание Его и Речь Его. А не то, что говорят неверные (о нем): поистине это колдовство или поэзия. Напротив, это Великочтимый Коран, то есть великий, в котором множество благого, так как он является Речью Аллаха.
Всевышний сказал: «Прикасаются к нему только очищенные…» (Падающее, 79). Ибн Аббас сказал: «То есть к Книге, которая на Небесах». В другом рассказе от него говорится: «…только очищенные…», то есть ангелы. В мирской же жизни до Корана дотрагиваются огнепоклонники, неочищенные, лицемеры и другие». Всевышний также сказал: «Не шайтаны ниспослали его — не по силам им это, и не могут они этого сделать. Они не допускаются даже слушать его» (Поэты, 210—212). Аль-Бухари в «ас-Сахихе» сказал об этом аяте: «Его сладость ощущает лишь уверовавший в Него».
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИДЦАТОЙ
Признание Единственности Аллаха в ниспослании благ и предотвращении бед является частью таухида, что человек утверждает словом и признанием в сердце, будучи покорным Аллаху. Если же кто-то говорит, что дождь ниспосылается благодаря определенному расположению звезд, то это резко противоречит принципу таухида.
Необходимо признать, что дождь и другие блага могут быть ниспосланы только Аллахом, Который облагодетельствует этим самым Своих рабов.
Звезды никоим образом не влияют на выпадение дождя, ибо причина этого заключается во внимании Господа к Своим рабам и их нуждам и Его милости к ним. Они взывают к Нему сердцами и устами с просьбой об этом, и Аллах в ответ на их просьбу ниспосылает дождь по Своей мудрости и милости в нужное время, так как люди очень нуждаются в этом.
Раб Аллаха достигнет таухида только тогда, когда признает явные и скрытые блага Аллаха во всем, что ниспосылается всем Его творениям, будет изыскивать его, усердно поклоняясь Аллаху, поминая и благодаря Его.
Именно таким образом лежит путь к достижению таухида, который является мерилом полноты веры или ее недостаточности.
О СВЯЗЫВАНИИ ВЫПАДЕНИЯ ДОЖДЯ
С РАСПОЛОЖЕНИЕМ ЗВЕЗД
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аята 82 из суры «Падающее».
2. Упоминание о четырех качествах, оставшихся со времен джахилийи.
3. Упоминание о неверии в некоторых из них.
4. Иногда неверием является то, что не выводит мусульманина из исламской общины.
5. Слова Аллаха «Среди Моих рабов выявились верящие в Меня и неверующие…» связаны с признанием благ Аллаха и отрицанием их.
6. Осознание веры в данной ситуации.
7. Осознание неверия в данной ситуации.
8. Понимание высказывания «Такая-то звезда сказала правду».
9. Постановка ученым вопроса перед обучающимися для того, чтобы привлечь их внимание. Яркий пример этому — вопрос Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Известно ли вам, что сказал ваш Господь?»
10. Суровая угроза плакальщице.
Всевышний Аллах сказал:
«…И свой удел обращаете в то, что объявляете ложью (Коран)?»*1 (Падающее, 82).
*1 Али рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и свой удел обращаете» (Падающее, 82), то есть (вместо) благодарности вашей (за удел, который ниспослал вам Аллах) то, что вы «объявляете ложь», говоря: «Дождь выпал благодаря такому-то расположению звезд или благодаря такой-то звезде»» (Ахмад 1/89, 108, 131, ат-Тирмизи (3291), Ибн Абу Хатим и Ибн Джарир ат-Табари). Это передали от Али, Ибн Аббаса, Катады, ад-Даххака, Ата’ аль-Хурасани, и таково мнение большинства толкователей Корана. Ибн Кайим же так толковал этот аят: «То есть делаете вашим достатком в пропитании, за счет которого вы живете, отрицание его [Корана. — Ред.]».
Абу Малик аль-Ашари рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
В моей общине осталось четыре пережитка джахилийи: гордость знатным происхождением, опорочивания рода, связывание выпадения дождя со звездам и оплакивание покойников. Затем он добавил: Если плакальщица не принесет покаяния до смерти, то в день Воскресения она восстанет в одеянии из черной смолы, покрытая коростой*2. Этот хадис передал Муслим (943).
Зейд ибн Халид рассказывал:
Посланник Аллаха руководил нашим утренним Намазом в Худайбийе. В ту ночь шел сильный дождь. После совершения Намаза он повернулся к людям и сказал: «Известно ли вам, что сказал ваш Господь?» Люди ответили: «Аллаху и Его посланнику это известно лучше». Тогда Пророк произнес: «Он сказал: «Среди Моих рабов выявились верящие в Меня и неверующие». Если человек говорит, что дождь выпадает благодаря Аллаху и Его милости, то он верит в Меня и не верит в звезды. Если же человек говорит, что дождь выпадает благодаря расположению звезд, то он не верит в Меня и верит в звезды». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим (Аль-Бухари 2/277, 433 и 7/338, Муслим [71]).
Муслим передал похожий хадис от Ибн Аббаса, в котором говорится:
Некоторые из людей сказали: «Такая-то звезда сказала правду». И тогда Аллах ниспослал следующий аят: «Нет, клянусь Я ((частями Корана) — по одному из толкований) падением звезд! А ведь это — клятва, если бы вы знали, великая. Поистине, это ведь Великочтимый Коран в Книге Сокровенной. Прикасаются к нему только очищенные. Ниспослание от Господа миров. Разве же и этим повествованием вы небрежете? И свой удел обращаете в то, что объявляете ложью (Коран)?»**3 (Падающее, 75—82). (Передал Муслим [73]).
*2 Святой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал, что этими четырьмя качествами будет обладать часть его общины, зная, что это запрещено, либо по невежеству. Все, что осталось от грязи в эпоху джахилийи, порицается и запрещается в Исламе.
Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: «Известно, что некоторые деяния невежества, которые люди не оставили (т.е. продолжают совершать), все они являются порицаемыми для того, кто не оставил их. А это означает, что каждый, кто был на порицаемом деле и совершал их, является порицаемым в религии Ислам. Если бы это не было бы так, то не относили бы к джахилийи. Известно, что приписывание дела к джахилийи показывает его порицаемость. Как сказано об этом в словах Аллаха: «Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, выплачивайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. О обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью». (Сонмы, 33).
Гордость знатным происхождением относится к величайшим проявлениям невежества, ибо нет большего благочестия, чем богобоязненность. Всевышний сказал: «Поистине, самые благочестивые из вас пред Аллахом — самые богобоязненные…» (Комнаты, 13).
Опорочивания рода также относится к поступкам, оставшимся от джахилийи, иудаизма и христианства. Если же мусульманин все-таки допускает это (ругать род других), то это не означает, что он обязательно является неверным или грешником (если не возноситься над другими). Это подробно разъяснил шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа.
Абу Хурайра передал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине Аллах убрал от вас грязь джахилии, чтобы вы не гордились отцами. Он (человек) является или богобоязненным верующим, или злосчастным грешником. Люди являются сынами Адама. Адам же создан из глины. Непременно (некоторые) люди будут возноситься своей самовосхвалением/гордостью над другими. Однако это является углем для ада. Или же перед Аллахом они ниже навозного жука. (Абу Дауд, Адаб, 120).
В отличие от этого, убеждение в том, что звезды либо их расположение влияют на выпадение дождя, является неверием и ширком, подобно убеждению в том, что мольба, обращенная к умершему или отсутствующему, принесет пользу или защитит от зла и т.п. Это — ширк, с которым боролся посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний сказал: «И сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение, и пока вся религия не будет принадлежать Аллаху…» (Добыча, 39). «Искушение» здесь: ширк.
Оплакивание покойников — имеется в виду рыдание громким голосом, чрезмерные крики и вопли — является одним из смертных грехов, который требует покаяния, так как совершающий это негодует на предопределение Аллаха. Скорбь, грусть и даже негромкий плач допустимы в Шариате, поскольку являются проявлением человеческого милосердия и сострадания.
**3 Верить в то, что расположение звезд влияет на выпадение дождя, является куфром, так как это есть придавание сотоварищей в Господстве. Придающий сотоварищей является неверующим. Если говорящий это не верит (в то, что дождь выпадает из-за расположения звезд, но верит что Аллах сделал причиной звезды, как например сделал причиной дождя сгущение туч), то это малый ширк. Так как отнес (иносказательно) милость к чему-то другому, помимо Аллаха. И так как Аллах не сделал расположение планет причиной выпадения дождя. Поистине ниспосылает дождь только Аллах по Своей милости. Он удерживает его когда пожелает и низводит когда пожелает. Это является огромной милостью Аллаха, которую Он дает одним по Своему желанию, и не дает другим. Кроме того, этот хадис указывает на то, что даже в иносказательном смысле нельзя деяния присущие только Аллаху, причислять другим, помимо Него.
В этом аяте Всевышний Аллах поклялся о Великочтимом Коране, ибо Великий и Всемогущий Аллах клянется чем хочет и о чем хочет. Отрицание же, использованное в арабском тексте 75-го аята — «Нет, клянусь Я…», — подчеркивает, что Коран не является колдовством, как это предполагали мушрики.
Аллах поклялся падением звезд, однако арабское слово «нуджум» (звезды) означает также и «части», поэтому Ибн Аббас в толковании этого аята сказал: «Это значит: «[Клянусь. — Ред.] частями Корана», ибо он был ниспослан целиком с Высшего неба на первое небо в ночь Предопределения, и после чего ниспосылался по частям в течение последующих лет». Потом Ибн Аббас прочел этот аят и сказал: «И падение их — это ниспослание частей одна за другой».
Муджахид же сказал: «Падение звезд — это их восход и закат». Ибн Джарир отдал предпочтение этому толкованию.
Существует связь между тем, чем поклялся Всевышний и тем, о чем Он поклялся. Во-первых, звезды созданы Аллахом для того, чтобы указывать дорогу во мраке суши и моря, а аяты Корана указывают на верный путь во тьме заблуждения и невежества. Звезды дают указания материальные, а Коран —духовные. Во-вторых, звезды наделены внешней красотой, а Коран обладает красотой внутренней. В-третьих, звезды служат для побиения шайтанов, и Коран является оружием против шайтанов из людей и джиннов. В-четвертых, звезды являются знамениями Аллаха, воспринимаемые зрением, а аяты Корана — это знамения, воспринимаемые слухом. И в-пятых, в падении звезд при закате сокрыт смысл и указание на аяты Корана и их ниспослание с Небес. Об этом упомянул Ибн Кайим, да смилостивится над ним Аллах.
«А ведь это — клятва, если бы вы знали, великая» (Падающее, 80)
Ибн Касир сказал: То есть, поистине то, чем Я клянусь – это великая клятва, если бы вы знали о величии его, то непременно возвеличили бы Того, Кто клянется им (Кораном).
«Поистине, это ведь Великочтимый Коран» (Падающее, 77) – то есть, поистине это откровение от Аллаха, и послание Его и Речь Его. А не то, что говорят неверные (о нем): поистине это колдовство или поэзия. Напротив, это Великочтимый Коран, то есть великий, в котором множество благого, так как он является Речью Аллаха.
Всевышний сказал: «Прикасаются к нему только очищенные…» (Падающее, 79). Ибн Аббас сказал: «То есть к Книге, которая на Небесах». В другом рассказе от него говорится: «…только очищенные…», то есть ангелы. В мирской же жизни до Корана дотрагиваются огнепоклонники, неочищенные, лицемеры и другие». Всевышний также сказал: «Не шайтаны ниспослали его — не по силам им это, и не могут они этого сделать. Они не допускаются даже слушать его» (Поэты, 210—212). Аль-Бухари в «ас-Сахихе» сказал об этом аяте: «Его сладость ощущает лишь уверовавший в Него».
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИДЦАТОЙ
Признание Единственности Аллаха в ниспослании благ и предотвращении бед является частью таухида, что человек утверждает словом и признанием в сердце, будучи покорным Аллаху. Если же кто-то говорит, что дождь ниспосылается благодаря определенному расположению звезд, то это резко противоречит принципу таухида.
Необходимо признать, что дождь и другие блага могут быть ниспосланы только Аллахом, Который облагодетельствует этим самым Своих рабов.
Звезды никоим образом не влияют на выпадение дождя, ибо причина этого заключается во внимании Господа к Своим рабам и их нуждам и Его милости к ним. Они взывают к Нему сердцами и устами с просьбой об этом, и Аллах в ответ на их просьбу ниспосылает дождь по Своей мудрости и милости в нужное время, так как люди очень нуждаются в этом.
Раб Аллаха достигнет таухида только тогда, когда признает явные и скрытые блага Аллаха во всем, что ниспосылается всем Его творениям, будет изыскивать его, усердно поклоняясь Аллаху, поминая и благодаря Его.
Именно таким образом лежит путь к достижению таухида, который является мерилом полноты веры или ее недостаточности.