Глава 62 - О МНОГОЧИСЛЕННОСТИ КЛЯТВ

Глава 62

О МНОГОЧИСЛЕННОСТИ КЛЯТВ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Завет охранять клятвы.
2. Сообщение о том, что клятва при купле-продаже приводит к потере благословения в доходе.
3. Суровая угроза тому, кто не покупает и не продает ничего, не поклявшись.
4. Указание на то, что совершенный грех усугубляется, если у совершившего его нет на то причины.
5. Порицание тех, которые клянутся, когда их не просят об этом.
6. Похвала Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, трем или четырем поколениям и возвещение того, что произойдет после них.
7. Порицание тех, которые свидетельствуют, но их свидетельства не принимаются.
8. Салафы запрещали детям свидетельствовать и давать обещания.

Всевышний Аллах сказал:
«…Охраняйте же клятвы ваши!» (Трапеза, 89).
Абу Хурайра рассказывал:
Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Клятва делает товар ходким, однако уничтожает доход от этого [благословение в нем — Ред.]». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. (Аль-Бухари 4/266, Муслим (1606), Абу Дауд (3335), ан-Насаи 7/246).
Салман рассказывал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: С тремя людьми Аллах не будет разговаривать [в день Воскресения — Ред.] и не очистит их [от грехов. — Ред.] и постигнет их мучительное наказание: это — развратный старикашка, заносчивый бедняк и человек, сделавший Аллаха предметом своей торговли: он не покупает ничего, не поклявшись Аллах, и не продает ничего, не поклявшись Аллахом».  Этот хадис передал ат-Табарани с достоверным иснадом. («Аль-Кабир» ат-Табари, «Шуаб аль-Иман» аль-Байхаки, аль-Хайсами 4/78; достоверный хадис).
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис Имрана ибн Хусейна:
«Посланник Аллаха сказал: Лучшие люди в моей общине — это мое поколение, затем следующее за ним, а затем следующее за ним. (Имран продолжил: «Я не помню точно, сколько он назвал поколений после своего: два или три»). После них же появятся люди, которые будут [ложно — Ред.] свидетельствовать и их свидетельства не будут приниматься, будут совершать предательства, вследствие чего им не будут доверять, будут давать обеты, но не будут выполнять их. И они будут толстыми». [1] (Аль-Бухари 5/190, 47, 11/212 и 504, Абу Дауд (4657), ат-Тирмизи (2222) [2223]).
Там же приводится хадис Ибн Масуда о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Лучшее из людей — это мое поколение, затем — следующее за ним, а затем — следующее за ним. После них же появятся люди, которые будут клясться раньше, чем приносит свидетельства, и приносит свидетельства раньше, чем клясться*1. (Аль-Бухари 13/16).
Ибрахим [ан-Нахаи. — Ред.] рассказывал: «Когда мы были маленькими, били тех из нас, кто засвидетельствовал или давал обещание» [2].
*1 То есть, они будут торопиться с принесением клятв и свидетельств вследствие слабости их веры, стремления к мирской жизни и большого количества грехов. В результате уменьшается их страх пред Аллахом и они перестают чувствовать ту большую ответственность, которая ложится на человека, приносящего клятву или свидетельство.

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТЬДЕСЯТ ВТОРОЙ

Суть клятвы состоит в том, что она подтверждает истинность данного человеком слова, обещания или любого другого деяния посредством возвеличивания Творца. Поэтому клясться необходимо только именем Аллаха, а клятва чем-либо иным является ширком.
Совершенство же подобного возвеличивания Аллаха состоит в том, что клятва Его именем обязательно должна быть правдивой. Наряду с этим, из уважения к Нему не следует злоупотреблять частым упоминанием имени Аллаха в клятвах. Ложные и частые клят­вы противоречат возвеличиванию Аллаха, являющемуся духом таухида.

[1]
После них же появятся люди, которые будут свидетельствовать и их свидетельства не будут приниматься, будут совершать предательства, вследствие чего им не будут доверять, будут давать обеты (или обещания), но не будут выполнять их. И они будут толстыми». (Аль-Бухари 5/190, 47, 11/212 и 504, Абу Дауд (4657), ат-Тирмизи (2222) [2223]).
Шарх (пояснение): И сказал: «После них же появятся люди, которые будут свидетельствовать и их свидетельства не будут приниматься», не будет облегчено им в деле свидетельства, и не будут соблюдать они правдивость, и это из-за уменьшения их религиозности, и слабости их веры (ислама). И слова его: «будут совершать предательства, вследствие чего им не будут доверять», указывает на то, что предательство будет преобладать среди многих из них или большинства их. И слова его: «будут давать обеты (или обещания), но не будут выполнять их», то есть не будет удручать за них, не обязательно это для них (в их убежденности выполнить это обещание). И выявится это отвратительными деяниями, указывающие на ослабевание ислама и отсутствия веры их. И слова его: «И они будут толстыми», из-за своих желаний в этой жизни, и обретением своих страстей (похоти) и наслаждением этим, и беспечности их в этой жизни и дел в ней. (Тайсируль Азизуль Хамид).
[2]
Ибрахим ан-Нахай рассказывал: «Когда мы были маленькими, били тех из нас, кто засвидетельствовал или давал обещание». И слова его: «Ибрахим ан-Нахай рассказывал» - это общепризнанное: «Когда мы были маленькими, били тех из нас, кто засвидетельствовал или давал обещание». И это известно за многими из табиинов (последователи сподвижников пророка), сила их веры и знание их господа, и прибывание в состоянии приказа одобряемого и запрета порицаемого известно за ними, потому что это из превосходящегося усердия, и не поправлялась религия не иначе как посредством этого. (Тайсируль Азизуль Хамид).