Глава 47 - О НЕОБХОДИМОСТИ УВАЖЕНИЯ ИМЕН ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА И СМЕНЫ ИМЕНИ РАДИ ЭТОГО

Глава 47

О НЕОБХОДИМОСТИ УВАЖЕНИЯ ИМЕН ВСЕВЫШНЕГО
АЛЛАХА И СМЕНЫ ИМЕНИ РАДИ ЭТОГО

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Необходимость уважительного отношения к именам и качествам Ал­лаха и запрещение присваивать их людям, даже если в этом нет специального умысла.
2. Смена своего имени ради этого.
3. Выбор имени старшего сына для прозвища отца.

Абу Шурайх рассказывал, что его прозвали Абу аль-Хакам [«наилучший судья»; букв.: «отец судьи». — Ред.], и как-то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Истинно, Аллах — Он есть Судья*1, и Ему принадлежит вся власть». Абу Шу­райх объяснил: «Когда в среде моего племени возникает конфликт, они приходят ко мне, и я вершу суд между ними*2 так, что обе стороны остаются довольны». Пророк сказал: «Это прекрасно. А есть ли у тебя сыновья?» Тот ответил: «Шурайх, Муслим и Абдуллах». Пророк спросил: «А кто из них старший?» Он ответил: «Шурайх». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда ты — Абу Шурайх («отец Шурайха»)». Этот хадис передали Абу Дауд и другие. (Абу Дауд (4955), ан-Насаи 8/226; хороший хадис).

*1 Слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине Аллах Судья и между вами судит». Что касается имени аль-Хакам (совершенный Судья), то это из имени Аллаха Благословенного и Всевышнего. Как передается в этом хадисе. (Тайсируль Азизуль Хамид).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Поистине, Аллах — Он аль-Хакам (совершенный Судья) и между вами судит, и Он судья в этой и иной жизни. Судит между творениями своими в этом мире посредством откровения, которое ниспослал своим пророкам и посланникам». И слова: Судит между вами в этой и иной жизни, как Всевышний Аллах сказал: «А то в чём вы разногласите, то решение этого у Аллаха» (Совет, 10). И так же сказал: «Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день. Это - лучше и прекраснее по исходу» (Женщины, 59). (Фатхуль Маджид).
*2
«Когда в среде моего племени разногласят в чем либо, они приходят ко мне, и я вершу суд между ними». То есть: Я не желанию эту кунью. Истинно я решаю между своим племенем и поэтому они называют меня так. (Тайсируль Азизуль Хамид).

 ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВАХ СОРОК ШЕСТОЙ   И СЕДЬМОЙ

Данные главы являются логическим продолжением предыдущей. Они еще раз указывают на то, что к Аллаху нельзя приобщать равных ни в намерениях, ни в высказываниях, ни в действиях. И в частности, никого не следует называть именами, сходными с именами и качествами Всевышнего Аллаха, вроде «судья всех судей», «царь всех царей», «правитель правителей», «отец судей» и т.п. Это необходимо для того, чтобы охранить таухид и сохранить чистоту имен и атрибутов Всевышнего Аллаха, а также избежать любого проявления ширка, даже в высказываниях, которые можно истолковать как приобщение кого-нибудь к Аллаху в Его качествах и правах.