Глава 43
О ТЕХ, КОГО НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТ
КЛЯТВА АЛЛАХОМ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Запрещение клясться отцами.
2. Повеление удовлетворяться клятвой Аллахом.
3. Суровая угроза тому, кто не удовлетворяется ею.
Ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Не клянитесь своими отцами! Кто же поклялся Аллахом, тот должен сказать правду, а тот, кому поклялись Аллахом, должен удовлетвориться. Если же это его не удовлетворяет, то он не от Аллаха*1. Хороший хадис, переданный Ибн Маджой. (Ибн Маджа (2101); достоверный хадис).
Слова посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Не клянитесь своими отцами! — усиливает общий запрет клясться другим кроме Аллаха. И слова его: Кто же поклялся Аллахом, тот должен сказать правду — это то, что Аллах вменил в обязанность для своих рабов, и к чему побудил их через Коран. (Фатхуль Маджид).
И слова его: а тот, кому поклялись Аллахом, должен удовлетвориться — то есть обязательно, так как на это указывают слова в хадисе: Если же это его не удовлетворяет, то он не от Аллаха — и это угроза подобна как в словах Аллаха: «А кто поступает так, то не имеет никакого отношения к Аллаху» (Семейство Имрана, 28). Ибн Касир сказал: То есть далек от Аллаха, и это обобщено в утверждении. (Тайсируль Азизуль Хамид).
*1 Тот, кому поклонялись Аллахом, обязательно должен удовлетвориться этим, ибо это является одной из обязанностей мусульман друг перед другом. Мусульмане должны хорошо думать о своих братьях, даже если они не понимают друг друга. Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Не думайте о слове, сказанном мусульманином, дурно, если вы находите для него благое основание». Такая мораль несет в себе дружелюбие, скромность, любовь и другие благие чувства, которые любит Аллах. Это относится к причинам объединения сердец в повиновении Аллаху и свидетельствует о прекрасной этике. Абу ад-Дарда рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: В день Воскресения самым тяжелым на весах верующего будет прекрасная этика и, поистине, Аллах ненавидит грубых и распутных. (ат-Тирмизи, Ибн Хиббан; хороший достоверный хадис).
Каждый из нас должен последовать этому, чтобы Всевышний Аллах исправил нас. Исполняйте свои обязанности пред Аллахом и Его рабами, доставляйте радость мусульманам, не будьте несправедливы к ним, не проявляйте высокомерия. И Аллах дарует успех!
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ТРЕТЬЕЙ
Суть этого состоит в том, что если твой оппонент, известный своей правдивостью или имеющий репутацию хорошего и справедливого человека, поклянется тебе Аллахом, то тебе следует удовлетвориться этим и поверить этой клятве, поскольку у тебя не будет оснований не доверять ему.
Мусульмане настолько возвеличивают и восхваляют своего Господа, что каждый человек обязан удовлетворяться клятвой Аллахом.
Если же человеку поклялись Аллахом, но его не удовлетворяют никакие клятвы, кроме клятвы развода или клятвы с мольбой о ниспосылании наказания (то есть клятвы типа: «Если я лгу, то моя жена с этого момента разведена!» или «Если я лгу, то пусть Аллах ослепит меня!» и т.п.), то ему угрожает кара, так как это считается неуважением, отказом от возвеличивания Аллаха и отказом от исполнения того, что установлено Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует.
Если же человек, известный своим распутством и лживостью, приносит клятву, которая, без сомнения, является ложной, то неверие ей не влечет за собой наказания, поскольку ложность данной клятвы очевидна. В сердце этого человека нет той степени возвеличивания Аллаха, которая убедила бы других в правдивости его клятвы. В данном случае угроза наказания исключается, поскольку ситуация очевидна и ясна. Хотя Аллаху это ведомо лучше.
О ТЕХ, КОГО НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТ
КЛЯТВА АЛЛАХОМ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Запрещение клясться отцами.
2. Повеление удовлетворяться клятвой Аллахом.
3. Суровая угроза тому, кто не удовлетворяется ею.
Ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Не клянитесь своими отцами! Кто же поклялся Аллахом, тот должен сказать правду, а тот, кому поклялись Аллахом, должен удовлетвориться. Если же это его не удовлетворяет, то он не от Аллаха*1. Хороший хадис, переданный Ибн Маджой. (Ибн Маджа (2101); достоверный хадис).
Слова посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Не клянитесь своими отцами! — усиливает общий запрет клясться другим кроме Аллаха. И слова его: Кто же поклялся Аллахом, тот должен сказать правду — это то, что Аллах вменил в обязанность для своих рабов, и к чему побудил их через Коран. (Фатхуль Маджид).
И слова его: а тот, кому поклялись Аллахом, должен удовлетвориться — то есть обязательно, так как на это указывают слова в хадисе: Если же это его не удовлетворяет, то он не от Аллаха — и это угроза подобна как в словах Аллаха: «А кто поступает так, то не имеет никакого отношения к Аллаху» (Семейство Имрана, 28). Ибн Касир сказал: То есть далек от Аллаха, и это обобщено в утверждении. (Тайсируль Азизуль Хамид).
*1 Тот, кому поклонялись Аллахом, обязательно должен удовлетвориться этим, ибо это является одной из обязанностей мусульман друг перед другом. Мусульмане должны хорошо думать о своих братьях, даже если они не понимают друг друга. Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Не думайте о слове, сказанном мусульманином, дурно, если вы находите для него благое основание». Такая мораль несет в себе дружелюбие, скромность, любовь и другие благие чувства, которые любит Аллах. Это относится к причинам объединения сердец в повиновении Аллаху и свидетельствует о прекрасной этике. Абу ад-Дарда рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: В день Воскресения самым тяжелым на весах верующего будет прекрасная этика и, поистине, Аллах ненавидит грубых и распутных. (ат-Тирмизи, Ибн Хиббан; хороший достоверный хадис).
Каждый из нас должен последовать этому, чтобы Всевышний Аллах исправил нас. Исполняйте свои обязанности пред Аллахом и Его рабами, доставляйте радость мусульманам, не будьте несправедливы к ним, не проявляйте высокомерия. И Аллах дарует успех!
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ТРЕТЬЕЙ
Суть этого состоит в том, что если твой оппонент, известный своей правдивостью или имеющий репутацию хорошего и справедливого человека, поклянется тебе Аллахом, то тебе следует удовлетвориться этим и поверить этой клятве, поскольку у тебя не будет оснований не доверять ему.
Мусульмане настолько возвеличивают и восхваляют своего Господа, что каждый человек обязан удовлетворяться клятвой Аллахом.
Если же человеку поклялись Аллахом, но его не удовлетворяют никакие клятвы, кроме клятвы развода или клятвы с мольбой о ниспосылании наказания (то есть клятвы типа: «Если я лгу, то моя жена с этого момента разведена!» или «Если я лгу, то пусть Аллах ослепит меня!» и т.п.), то ему угрожает кара, так как это считается неуважением, отказом от возвеличивания Аллаха и отказом от исполнения того, что установлено Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует.
Если же человек, известный своим распутством и лживостью, приносит клятву, которая, без сомнения, является ложной, то неверие ей не влечет за собой наказания, поскольку ложность данной клятвы очевидна. В сердце этого человека нет той степени возвеличивания Аллаха, которая убедила бы других в правдивости его клятвы. В данном случае угроза наказания исключается, поскольку ситуация очевидна и ясна. Хотя Аллаху это ведомо лучше.