Глава 57
О ВЫРАЖЕНИИ «ЕСЛИ БЫ…»
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аятов 154 и 168 из суры «Семейство Имрана».
2. Явный запрет на произношение выражения «если бы…» в случае какой-либо неприятности.
3. Причиной этого является то, что при употреблении этого выражения открывается возможность для козней Шайтана.
4. Прекрасные слова, которые необходимо произносить в таких случаях.
5. Повеление настойчиво стремиться к полезному, испрашивая при этом помощи у Аллаха.
6. Запрет на то, что противоположно этому, то есть на проявление слабости и бессилия перед трудностями.
Всевышний Аллах сказал:
«Они говорят: «Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь»…»*1 (Семейство Имрана, 154).
Всевышний сказал также:
«Те, которые сказали про братьев своих, сами оставшись дома: «Если бы они послушались нас, то не были бы убиты»…»**2 (Семейство Имрана, 168).
*1 Аз-Зубайр рассказывал о причине ниспослания этого аята во время битвы у горы Ухуд: «Я был с посланником Аллаха, когда усилился в нас страх, и Аллах послал на нас такой сон, что у каждого из нас подбородок уперся в грудь. И, клянусь Аллахом, я слышал, как Муаттиб ибн Кушайр сказал: «Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь». Я услышал это словно во сне, и запомнил это от него. По этому поводу было ниспослано: «Они говорят: «Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь»…» (Ибн Абу Хатим; достоверный хадис).
**2 Ибн Касир писал: «Это значит: «Если бы они послушались нашего совета остаться и не выходить, то не были бы убиты вместе с другими». Однако Всевышний Аллах сказал далее: «Скажи им: «Отведите от самих себя смерть, если вы правдивы!»» (Семейство Имрана, 168). Это значит: «Если уклонение избавляет человека от гибели и смерти, то вам следовало бы не умирать вообще, однако смерть непременно настигнет вас, даже если вы спрячетесь в высокой башне. Поэтому отведите от самих себя смерть, если вы правдивы!»». Муджахид передал слова Джабира ибн Абдуллаха: «Этот аят был ниспослан об Абдуллахе ибн Убаййе [главе лицемеров Медины. — Ред.] и его сторонниках».
В битве при Ухуде Абдуллах ибн Убайй отказался воевать и сказал: «Неужели он [посланник Аллаха. — Ред.] оставил как мое мнение, так и свое, и последовал мнению этих подростков?» [его сподвижников. — Ред.]. За ним последовало большое число людей. Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа, упомянув о тех событиях, сказал: «Многие из них до этого не лицемерили, они были мусульманами и имели веру. Это свет, который Аллах привел в пример людям: если бы они умерли до испытания и лицемерия, то умерли бы мусульманами. Однако они не были бы истинными верующими, которые, будучи в беде, не колеблются перед испытанием, равно как не были бы и истинными лицемерами, которые отступают от веры, попав в беду. В таком же положении находятся многие мусульмане в наше время или даже большинство из них. Если их подвергают испытанию, которое расшатывает верующих, их вера сильно ослабевает и многие из них впадают в лицемерие. Часть из них вообще отступается от Ислама, если враг одерживает верх. Их видели и мы, и другие, и в этом — поучительный урок. Однако при благополучии, либо когда мусульмане помогают им победить врага, они являются мусульманами, верующими в посланников как в душе, так и внешне. Но их вера колеблется в беде, вследствие чего они часто оставляют обязательные предписания и нарушают запреты. Они относятся к тем, кто говорит: «Мы уверовали!» — но на что им отвечают: «Вы не уверовали; говорите: «Мы покорились»,— ибо еще не вошла вера в сердца ваши…» (Комнаты, 14), — то есть та абсолютная вера, обладатели которой являются истинными верующими. Именно эта вера имеется в виду в Книге Всевышнего Аллаха и ни которую указывает Сунна Его посланника. В бедствии ее обладателей не одолевает сомнение, которое сотрясает веру в сердцах других людей».
В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха сказал ему:
Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся [перед трудностями. — Ред.]. Если же с тобой что-то случилось, то не говори:«Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то». Скажи лишь: «Это предопределил Аллах, и Он сделал так, как Ему было угодно»,— поскольку «если бы…» открывает возможность для козней Шайтана. [1] (Муслим [2664]).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ
Следует уяснить, что использование рабом Аллаха выражения «если бы…» может иметь две разновидности: порицаемую и похвальную.
В порицаемом смысле это употребляется тогда, когда происходит какая-нибудь неприятность и человек говорит: «Если бы я поступил так-то, то случилось бы так-то». Это и есть козни Шайтана, поскольку человек совершает сразу два нарушения:
— во-первых, его охватывают сожаление, гнев и печаль, что недопустимо, так как в этом нет никакой пользы;
— во-вторых, человек проявляет неучтивость по отношению к Аллаху и Его предопределению, ибо абсолютно все события, как крупные, так и мелкие, происходят по предустановлению и предопределению Аллаха. То, что случилось, должно было обязательно случиться и было совершенно неотвратимо. В словах «если бы было так» или «если бы я сделал так…» проявляется слабость веры в предустановление и предопределение Аллаха и своего рода несогласие с этим.
Совершенно очевидно, что раб Аллаха сможет обрести истинную веру и совершенный таухид только в случае отказа от этого.
В похвальном же смысле выражение «если бы…» употребляется тогда, когда раб Аллаха желает добра.
Например, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: …Если бы я знал это раньше, то не подгонял бы хадйа (дополнительные животные для жертвоприношения непосредственно в Каабе) и совершил бы малое паломничество. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также передал слова человека, желающего доброго дела: Если бы у меня было столько же денег, как у такого-то, то я бы распорядился ими так, как это сделал такой-то.
Другое его высказывание: Если бы мой брат Муса проявил терпение, то Аллах ниспослал бы нам весть о них. Речь идет о притче с аль-Хидром (см. суру «Пещера», 65—82).
Таким образом, если желающий добра скажет «если бы…», то это похвально, однако если это скажет сожалеющий о чем-то неприятном, то это порицается.
Использование выражения «если бы…» также зависит от конкретной ситуации, в которой находится говорящий. Если это влечет за собой досаду, печаль, ослабление веры в предустановление и предопределение Аллаха, либо не имеет благих намерений, то это возбраняется. Приветствуется же использование выражения «если бы…» при стремлении к добру, наставлению и просвещению. Именно поэтому здесь рассматриваются две разновидности использования этого выражения.
[1] «Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то». Скажи лишь: «Это предопределил Аллах, и Он сделал так, как Ему было угодно», то есть - это предопределение Аллаха и обязанность проявить покорность к предопределению, и быть довольным им и ожидать вознаграждения за это. Слова его: поскольку «если бы…» открывает возможность для козней Шайтана, то есть чтобы не было в этом («если бы…») что-либо из горевания на то, что постигло из бед и горести, и порицания предопределения. И это противоречит терпению и довольству. А терпение обязательно, и вера в предопределение и довольство им. Сказал Всевышний: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов» (Железо, 22-23). (Фатхуль Маджид).
О ВЫРАЖЕНИИ «ЕСЛИ БЫ…»
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аятов 154 и 168 из суры «Семейство Имрана».
2. Явный запрет на произношение выражения «если бы…» в случае какой-либо неприятности.
3. Причиной этого является то, что при употреблении этого выражения открывается возможность для козней Шайтана.
4. Прекрасные слова, которые необходимо произносить в таких случаях.
5. Повеление настойчиво стремиться к полезному, испрашивая при этом помощи у Аллаха.
6. Запрет на то, что противоположно этому, то есть на проявление слабости и бессилия перед трудностями.
Всевышний Аллах сказал:
«Они говорят: «Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь»…»*1 (Семейство Имрана, 154).
Всевышний сказал также:
«Те, которые сказали про братьев своих, сами оставшись дома: «Если бы они послушались нас, то не были бы убиты»…»**2 (Семейство Имрана, 168).
*1 Аз-Зубайр рассказывал о причине ниспослания этого аята во время битвы у горы Ухуд: «Я был с посланником Аллаха, когда усилился в нас страх, и Аллах послал на нас такой сон, что у каждого из нас подбородок уперся в грудь. И, клянусь Аллахом, я слышал, как Муаттиб ибн Кушайр сказал: «Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь». Я услышал это словно во сне, и запомнил это от него. По этому поводу было ниспослано: «Они говорят: «Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь»…» (Ибн Абу Хатим; достоверный хадис).
**2 Ибн Касир писал: «Это значит: «Если бы они послушались нашего совета остаться и не выходить, то не были бы убиты вместе с другими». Однако Всевышний Аллах сказал далее: «Скажи им: «Отведите от самих себя смерть, если вы правдивы!»» (Семейство Имрана, 168). Это значит: «Если уклонение избавляет человека от гибели и смерти, то вам следовало бы не умирать вообще, однако смерть непременно настигнет вас, даже если вы спрячетесь в высокой башне. Поэтому отведите от самих себя смерть, если вы правдивы!»». Муджахид передал слова Джабира ибн Абдуллаха: «Этот аят был ниспослан об Абдуллахе ибн Убаййе [главе лицемеров Медины. — Ред.] и его сторонниках».
В битве при Ухуде Абдуллах ибн Убайй отказался воевать и сказал: «Неужели он [посланник Аллаха. — Ред.] оставил как мое мнение, так и свое, и последовал мнению этих подростков?» [его сподвижников. — Ред.]. За ним последовало большое число людей. Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа, упомянув о тех событиях, сказал: «Многие из них до этого не лицемерили, они были мусульманами и имели веру. Это свет, который Аллах привел в пример людям: если бы они умерли до испытания и лицемерия, то умерли бы мусульманами. Однако они не были бы истинными верующими, которые, будучи в беде, не колеблются перед испытанием, равно как не были бы и истинными лицемерами, которые отступают от веры, попав в беду. В таком же положении находятся многие мусульмане в наше время или даже большинство из них. Если их подвергают испытанию, которое расшатывает верующих, их вера сильно ослабевает и многие из них впадают в лицемерие. Часть из них вообще отступается от Ислама, если враг одерживает верх. Их видели и мы, и другие, и в этом — поучительный урок. Однако при благополучии, либо когда мусульмане помогают им победить врага, они являются мусульманами, верующими в посланников как в душе, так и внешне. Но их вера колеблется в беде, вследствие чего они часто оставляют обязательные предписания и нарушают запреты. Они относятся к тем, кто говорит: «Мы уверовали!» — но на что им отвечают: «Вы не уверовали; говорите: «Мы покорились»,— ибо еще не вошла вера в сердца ваши…» (Комнаты, 14), — то есть та абсолютная вера, обладатели которой являются истинными верующими. Именно эта вера имеется в виду в Книге Всевышнего Аллаха и ни которую указывает Сунна Его посланника. В бедствии ее обладателей не одолевает сомнение, которое сотрясает веру в сердцах других людей».
В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха сказал ему:
Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся [перед трудностями. — Ред.]. Если же с тобой что-то случилось, то не говори:«Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то». Скажи лишь: «Это предопределил Аллах, и Он сделал так, как Ему было угодно»,— поскольку «если бы…» открывает возможность для козней Шайтана. [1] (Муслим [2664]).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ
Следует уяснить, что использование рабом Аллаха выражения «если бы…» может иметь две разновидности: порицаемую и похвальную.
В порицаемом смысле это употребляется тогда, когда происходит какая-нибудь неприятность и человек говорит: «Если бы я поступил так-то, то случилось бы так-то». Это и есть козни Шайтана, поскольку человек совершает сразу два нарушения:
— во-первых, его охватывают сожаление, гнев и печаль, что недопустимо, так как в этом нет никакой пользы;
— во-вторых, человек проявляет неучтивость по отношению к Аллаху и Его предопределению, ибо абсолютно все события, как крупные, так и мелкие, происходят по предустановлению и предопределению Аллаха. То, что случилось, должно было обязательно случиться и было совершенно неотвратимо. В словах «если бы было так» или «если бы я сделал так…» проявляется слабость веры в предустановление и предопределение Аллаха и своего рода несогласие с этим.
Совершенно очевидно, что раб Аллаха сможет обрести истинную веру и совершенный таухид только в случае отказа от этого.
В похвальном же смысле выражение «если бы…» употребляется тогда, когда раб Аллаха желает добра.
Например, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: …Если бы я знал это раньше, то не подгонял бы хадйа (дополнительные животные для жертвоприношения непосредственно в Каабе) и совершил бы малое паломничество. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также передал слова человека, желающего доброго дела: Если бы у меня было столько же денег, как у такого-то, то я бы распорядился ими так, как это сделал такой-то.
Другое его высказывание: Если бы мой брат Муса проявил терпение, то Аллах ниспослал бы нам весть о них. Речь идет о притче с аль-Хидром (см. суру «Пещера», 65—82).
Таким образом, если желающий добра скажет «если бы…», то это похвально, однако если это скажет сожалеющий о чем-то неприятном, то это порицается.
Использование выражения «если бы…» также зависит от конкретной ситуации, в которой находится говорящий. Если это влечет за собой досаду, печаль, ослабление веры в предустановление и предопределение Аллаха, либо не имеет благих намерений, то это возбраняется. Приветствуется же использование выражения «если бы…» при стремлении к добру, наставлению и просвещению. Именно поэтому здесь рассматриваются две разновидности использования этого выражения.
[1] «Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то». Скажи лишь: «Это предопределил Аллах, и Он сделал так, как Ему было угодно», то есть - это предопределение Аллаха и обязанность проявить покорность к предопределению, и быть довольным им и ожидать вознаграждения за это. Слова его: поскольку «если бы…» открывает возможность для козней Шайтана, то есть чтобы не было в этом («если бы…») что-либо из горевания на то, что постигло из бед и горести, и порицания предопределения. И это противоречит терпению и довольству. А терпение обязательно, и вера в предопределение и довольство им. Сказал Всевышний: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов» (Железо, 22-23). (Фатхуль Маджид).