Глава 42
О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аята 22 из суры «Корова» в отношении приобщения к Аллаху равных.
2. Сподвижники Пророка, да будет доволен ими Аллах и да благословит нашего Пророка, толковали этот аят, ниспосланный по поводу великого ширка, в том смысле, что он включает и запрещение малого ширка.
3. Клятва не Аллахом является ширком.
4. Истинная клятва не Аллахом более греховна, чем ложная клятва Аллахом.
5. Разница между союзом «и» и наречием «затем» в речи.
Сказал Всевышний Аллах:
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, быть может, вы устраштесь. Который сделал для вас землю ложем, а небо - кровлей, и низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Не делайте же с Аллахом равного, в то время как вы знаете! (что, Он сотворил и наделил вас милостями и уделом)» (Корова, 22).
«В то время как вы знаете!» — что Он ваш Господь, нет другого бога, который дал вам пропитание. (Фатхуль Маджид). [1]
В отношении этого аята Ибн Аббас сказал: «Придавание Аллаху равных является ширком, который более скрыт, чем муравей, ползущий по черному камню в кромешном мраке ночи. Таким ширком будет, если ты скажешь кому-либо: «Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!» или «Если бы не эта собачка, или если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры». Иногда один человек говорит другому: «Если пожелает Аллах и ты…» Или могут сказать: «Если бы не Аллах и такой-то, то ты бы не смог сделать этого». Во всех этих выражениях присутствует ширк». Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.
Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Поклявшийся не Аллахом впал в неверие, или*1 ширк. Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его хорошим, а аль-Хаким сказал, что он является достоверным. (Ат-Тирмизи (1535), Ахмад 2/69, 87 и 25, аль-Хаким и др., достоверный хадис).
Ибн Масуд сказал: «Чтобы я поклялся Аллахом ложно предпочтительнее, чем поклясться мне чем-либо другим помимо Него правдиво**2».
Хузейфа рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Не говорите: «Если будет угодно Аллаху и такому-то». Вам следует говорить: «Если будет угодно Аллаху, а затем такому-то. Достоверный хадис, приведенный Абу Даудом. (Абу Дауд, (4980), Ахмад 5/384).
Ибрахим ан-Нахаи считал недопустимым говорить: «Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите», а разрешал говорить: «Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя».***3 Он сказал: «Допустимо также говорить: «Если бы не Аллах, а затем такой-то…», но не говорите: «Если бы не Аллах и такой-то…»».
*1 «Или» в данном хадисе можно истолковать двояко:
1) передатчик хадиса (рави) сомневался, какое именно слово употребил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, «неверие» или «ширк». Необходимо сказать, что это сомнение рави ни в коей мере не влияет на достоверность хадиса, так как его основная суть в том, что поклявшийся не Аллахом совершил великий грех;
2) «или» здесь означает «и», что нередко встречается в арабском языке. В таком случае смысл хадиса будет таким: «…впал в неверие и ширк».
И бывает малое неверие, которое меньше большого неверия. Подобно тому, как и малый ширк. Как передалось слова ибн Масуда об этом. Ибн Масуд сказал: «Чтобы я поклялся Аллахом ложно предпочтительнее, чем поклясться мне чем-либо другим помимо Него правдиво». И известно, что клятва Аллахом лживая из больших грехов, однако ширк больше по тяжести греха. И если это сказал Ибн Масуд (о клятве которая является) ширком малым, то каково наказание влекущее за собой вечное прибывание в огне ада за (клятву которая является) большим ширком? (Фатхуль Маджид). [2]
**2 Ложная клятва Аллахом (аль-йамин аль-гамус) является одним из великих грехов (аль-кабаир), за которые необходимо принести покаяние и/или искупить. Однако клятва чем- или кем-либо помимо Аллаха, даже если она является правдивой, представляет собой ширк, который намного греховнее, чем самые великие грехи, даже если грех является малым. Поэтому становится ясной мудрость в словах Ибн Масуда, который предпочел бы совершить великий грех, чем совершить даже малый, но ширк, что подразумевал собой клятву не Аллахом.
***3 Прибегать за помощью к живому присутствующему человеку допустимо, если он способен оказать ту помощь, которая от него требуется. Однако в отношении мертвых этого делать нельзя, ибо они не ощущают того, что происходит на Земле, и не в состоянии принести пользу или причинить вред. Коран объясняет это и указывает, что просить помощи у мертвых и отсутствующих, обращаться к ним со словами или посвящать им какие бы то ни было деяния, как явные, так и скрытые, означает их обожествление, что является грубейшим нарушением таухида Аллаха.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ВТОРОЙ
В главе тридцать первой «О слове Всевышнего Аллаха»: «Есть среди людей и такие, которые придают Аллаху равных…» — под придаванием Аллаху равных подразумевается великий ширк, когда наряду с Аллахом у людей есть другой предмет поклонения: любви, страха, надежды и других его видов.
В данной же главе речь идет о малом ширке, который проявляется в различных словесных выражениях, например, в клятвах не именем Аллаха, приравнивании к Аллаху Его созданий во фразах типа: «Если бы не Аллах и кто-то…», или: «Клянусь Аллахом и тобой…» К этому же относится связывание событий и их происхождения не с Аллахом, например: «Если бы не сторож, то к нам залезли бы воры», или: «Если бы не такое-то лекарство, то я бы погиб», или: «Если бы не сноровка такого-то в чем-то, то это не удалось бы». Все подобные высказывания противоречат принципу таухида.
Необходимо относить все дела и происхождение любых событий, а также степень влияния причин на их происхождение к волеизъявлению Аллаха и, в первую очередь, к Самому Аллаху. При этом следует помнить о месте данной причины в происхождении события и о степени ее влияния на его развитие. Человеку следует говорить: «Если бы не Аллах, а затем то-то…», чтобы была ясной зависимость всех причин от предустановления Аллаха и Его предопределения.
Раб Аллаха сможет достичь таухида только в том случае, если не будет приобщать к Аллаху равных ни сердцем, ни словом, ни делом.
[1] Умар проходил мимо аз-Зубайра, он услышал как тот говорит: «Нет, клянусь Каабой!». И Умар поднял на него плеть, и сказал: «Да лишится тебя твоя мать. Кааба тебя кормит и поит?» (См. Мусаннаф, Ибн Аби Шейба).
[2]«Клятва этим (творением) является скверным (поступком). А то, что передал аль-Хаким от Ибн Умара, да будет доволен ими обоими Всевышний Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в неверие», и передается (так же) «в ширк», то относится это к тому, кто возвеличивает того, кем поклялся также, как он возвеличивает Всевышнего Аллаха». (См. Мугни аль-Мухтадж).
О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аята 22 из суры «Корова» в отношении приобщения к Аллаху равных.
2. Сподвижники Пророка, да будет доволен ими Аллах и да благословит нашего Пророка, толковали этот аят, ниспосланный по поводу великого ширка, в том смысле, что он включает и запрещение малого ширка.
3. Клятва не Аллахом является ширком.
4. Истинная клятва не Аллахом более греховна, чем ложная клятва Аллахом.
5. Разница между союзом «и» и наречием «затем» в речи.
Сказал Всевышний Аллах:
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, быть может, вы устраштесь. Который сделал для вас землю ложем, а небо - кровлей, и низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Не делайте же с Аллахом равного, в то время как вы знаете! (что, Он сотворил и наделил вас милостями и уделом)» (Корова, 22).
«В то время как вы знаете!» — что Он ваш Господь, нет другого бога, который дал вам пропитание. (Фатхуль Маджид). [1]
В отношении этого аята Ибн Аббас сказал: «Придавание Аллаху равных является ширком, который более скрыт, чем муравей, ползущий по черному камню в кромешном мраке ночи. Таким ширком будет, если ты скажешь кому-либо: «Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!» или «Если бы не эта собачка, или если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры». Иногда один человек говорит другому: «Если пожелает Аллах и ты…» Или могут сказать: «Если бы не Аллах и такой-то, то ты бы не смог сделать этого». Во всех этих выражениях присутствует ширк». Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.
Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Поклявшийся не Аллахом впал в неверие, или*1 ширк. Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его хорошим, а аль-Хаким сказал, что он является достоверным. (Ат-Тирмизи (1535), Ахмад 2/69, 87 и 25, аль-Хаким и др., достоверный хадис).
Ибн Масуд сказал: «Чтобы я поклялся Аллахом ложно предпочтительнее, чем поклясться мне чем-либо другим помимо Него правдиво**2».
Хузейфа рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Не говорите: «Если будет угодно Аллаху и такому-то». Вам следует говорить: «Если будет угодно Аллаху, а затем такому-то. Достоверный хадис, приведенный Абу Даудом. (Абу Дауд, (4980), Ахмад 5/384).
Ибрахим ан-Нахаи считал недопустимым говорить: «Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите», а разрешал говорить: «Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя».***3 Он сказал: «Допустимо также говорить: «Если бы не Аллах, а затем такой-то…», но не говорите: «Если бы не Аллах и такой-то…»».
*1 «Или» в данном хадисе можно истолковать двояко:
1) передатчик хадиса (рави) сомневался, какое именно слово употребил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, «неверие» или «ширк». Необходимо сказать, что это сомнение рави ни в коей мере не влияет на достоверность хадиса, так как его основная суть в том, что поклявшийся не Аллахом совершил великий грех;
2) «или» здесь означает «и», что нередко встречается в арабском языке. В таком случае смысл хадиса будет таким: «…впал в неверие и ширк».
И бывает малое неверие, которое меньше большого неверия. Подобно тому, как и малый ширк. Как передалось слова ибн Масуда об этом. Ибн Масуд сказал: «Чтобы я поклялся Аллахом ложно предпочтительнее, чем поклясться мне чем-либо другим помимо Него правдиво». И известно, что клятва Аллахом лживая из больших грехов, однако ширк больше по тяжести греха. И если это сказал Ибн Масуд (о клятве которая является) ширком малым, то каково наказание влекущее за собой вечное прибывание в огне ада за (клятву которая является) большим ширком? (Фатхуль Маджид). [2]
**2 Ложная клятва Аллахом (аль-йамин аль-гамус) является одним из великих грехов (аль-кабаир), за которые необходимо принести покаяние и/или искупить. Однако клятва чем- или кем-либо помимо Аллаха, даже если она является правдивой, представляет собой ширк, который намного греховнее, чем самые великие грехи, даже если грех является малым. Поэтому становится ясной мудрость в словах Ибн Масуда, который предпочел бы совершить великий грех, чем совершить даже малый, но ширк, что подразумевал собой клятву не Аллахом.
***3 Прибегать за помощью к живому присутствующему человеку допустимо, если он способен оказать ту помощь, которая от него требуется. Однако в отношении мертвых этого делать нельзя, ибо они не ощущают того, что происходит на Земле, и не в состоянии принести пользу или причинить вред. Коран объясняет это и указывает, что просить помощи у мертвых и отсутствующих, обращаться к ним со словами или посвящать им какие бы то ни было деяния, как явные, так и скрытые, означает их обожествление, что является грубейшим нарушением таухида Аллаха.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ВТОРОЙ
В главе тридцать первой «О слове Всевышнего Аллаха»: «Есть среди людей и такие, которые придают Аллаху равных…» — под придаванием Аллаху равных подразумевается великий ширк, когда наряду с Аллахом у людей есть другой предмет поклонения: любви, страха, надежды и других его видов.
В данной же главе речь идет о малом ширке, который проявляется в различных словесных выражениях, например, в клятвах не именем Аллаха, приравнивании к Аллаху Его созданий во фразах типа: «Если бы не Аллах и кто-то…», или: «Клянусь Аллахом и тобой…» К этому же относится связывание событий и их происхождения не с Аллахом, например: «Если бы не сторож, то к нам залезли бы воры», или: «Если бы не такое-то лекарство, то я бы погиб», или: «Если бы не сноровка такого-то в чем-то, то это не удалось бы». Все подобные высказывания противоречат принципу таухида.
Необходимо относить все дела и происхождение любых событий, а также степень влияния причин на их происхождение к волеизъявлению Аллаха и, в первую очередь, к Самому Аллаху. При этом следует помнить о месте данной причины в происхождении события и о степени ее влияния на его развитие. Человеку следует говорить: «Если бы не Аллах, а затем то-то…», чтобы была ясной зависимость всех причин от предустановления Аллаха и Его предопределения.
Раб Аллаха сможет достичь таухида только в том случае, если не будет приобщать к Аллаху равных ни сердцем, ни словом, ни делом.
[1] Умар проходил мимо аз-Зубайра, он услышал как тот говорит: «Нет, клянусь Каабой!». И Умар поднял на него плеть, и сказал: «Да лишится тебя твоя мать. Кааба тебя кормит и поит?» (См. Мусаннаф, Ибн Аби Шейба).
[2]«Клятва этим (творением) является скверным (поступком). А то, что передал аль-Хаким от Ибн Умара, да будет доволен ими обоими Всевышний Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в неверие», и передается (так же) «в ширк», то относится это к тому, кто возвеличивает того, кем поклялся также, как он возвеличивает Всевышнего Аллаха». (См. Мугни аль-Мухтадж).