Глава 65 - НЕЛЬЗЯ ПРОСИТЬ ХОДАТАЙСТВА АЛЛАХА ПЕРЕД ЕГО ТВОРЕНИЯМИ

Глава 65

НЕЛЬЗЯ ПРОСИТЬ ХОДАТАЙСТВА АЛЛАХА
ПЕРЕД ЕГО ТВОРЕНИЯМИ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Отрицательное отношение Пророка, да благословит его Аллах и при­ветствует, к словам сказавшего: «Мы…просим Аллаха, чтобы Он походатайствовал перед тобой…»
2. От этих слов Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, настолько изменился в лице, что это заставило измениться и лица его сподвижников.
3. Слова «…и просим тебя, чтобы ты походатайствовал пред Аллахом» им не были запрещены.
4. Обращается внимание на смысл выражения «Субханаллах!»
5. Мусульмане обращались к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбами прочесть молитву о ниспосылании дождя.

Джубайр ибн Мут’им рассказывал:
«Однажды к Пророку пришел один бедуин и сказал: «О по­сланник Аллаха! Люди истощены, дети голодают, все имущество погибло. Испроси у своего Господа дождя для нас. Мы обычно просим Аллаха, чтобы Он походатайствовал перед тобой, и про­сим тебя, чтобы ты походатайствовал пред Аллахом». Про­рок воскликнул: Субханаллах! Субханаллах! [«Пречист Аллах! Далек Он от всякого несовершенства!» — Ред.]. Он продолжал повторять это до тех пор, пока его недовольство не выразилось в лицах его сподвижников. Затем сказал: Горе тебе! Да знаешь ли ты, кто есть Аллах?! [1] Величие Аллаха превыше того, чтобы просить Его ходатайства перед любым из Его созданий» *1. Этот хадис передал Абу Дауд и назвал иснад хорошим (4726). (См. Тайсируль Азизуль Хамид).
*1 Просить ходатайства у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то есть просить его воззвать к Аллаху с определенной молитвой, было разрешено при его жизни, и это относится не только к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Когда Умар собирался совершить Умру [малое паломничество. — Ред.] из Медины, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Брат мой, не забывай нас в своих праведных молитвах» (Абу Дауд (1498), ат-Тирмизи (3557), Ибн Маджа (2894) от Асима ибн Убайдуллаха аль-Адави. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим и достоверным).
Что же касается мертвых, то за них разрешается читать праведные молитвы во время Погребального Намаза, при посещении их могилы и т. п. Однако обращение к ним с мольбой строго запрещено Кораном и Сунной. Всевышний сказал: «Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей мольбы, а если бы слышали, то не ответили бы вам, а в день Воскресения они откажутся от вашего ширка…» (Ангелы, 14). Он также сказал: «А когда собраны будут люди, они окажутся им врагами и откажутся от их поклонения» (Пески, 6). В этих аятах Всевышний Аллах разъяснил, что мольба, обращенная к тем, кто не слышит и не может ответить, являет­ся ширком, от которого те, к кому взывали, откажутся в день Воскресения.
Всякий мертвый и отсутствующий не слышит и не может ни ответить, ни, тем более, принести пользу или вред. Не существует ни одного достоверного сообщения от сподвижников Пророка, да благословит Аллах и приветствует Пророка и да будет доволен его сподвижниками, указывающего на то, что они обращались к нему после его смерти. Напротив, Умар ибн аль-Хаттаб попросил однажды дядю Пророка аль-Аббаса прочесть мо­литву о ниспослании дождя (аль-Бухари 2/413 от Анаса), что при жизни делал сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Если бы было разрешено обращаться к мертвым, то Умар, другие сподвижники и их последователи взывали бы за помощью к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и после его смерти, что выглядело бы гораздо благочестивее. Но нет, спасение найдет только тот, кто последует Книге Алла­ха, Сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и дороге праведных верующих! И Аллах дарует им успех!

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВАХ ШЕСТЬДЕСЯТ
ЧЕТВЕРТОЙ И ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТОЙ

Клятва от имени Аллаха и испрашивание ходатайства Аллаха перед Его творениями являются большим неуважением по отношению к праву Аллаха, что совершенно противоречит таухиду.
В большинстве случаев клятва от имени Аллаха является признаком высокого самомнения, а также фамильярностью и неучтивостью по отношению к Аллаху. Истинная же вера может быть достигнута только тогда, когда человек избавится от этого порока.
В отношении же испрашивания ходатайства Аллаха перед Его творениями следует сказать, что Он Велик настолько, что не может быть ходатаем перед Своими созданиями. Ходатайствующий в большинстве случаев ниже по своему положению, чем тот, перед кем ходатайствуют. Подобное действие является неуважением к Ал­лаху и должно быть исключено. Даже заступники ходатайствуют пред Ним только с Его позволения, испытывая страх перед Ним. Как же может быть наоборот, что Аллах является ходатаем? Он Всемогущ и Велик, и все на свете подчиняется только Ему.

[1] И слова его:
«Горе тебе, поистине Аллах не ходатайствует перед любым из Его созданий», и это потому что  Он Всевышний, Господь всякой вещи и Владыка их. И все добро в Его руках. Ни кто не воспрепятствует, тому чем Он наделил, и не наделит никто после того как Он воспрепятствует. И не отразит никто его решение: «Но Аллаха ничто не может ослабить ни на небесах, ни на земле. Он - знающий, мощный!» (Творец, 44). «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» - как это сбывается». (Йа Син, 82). (Тайсируль Азизуль Хамид).