Правдивые сны являются частью откровения.
Правдивые сны являлись причиной узаконивания некоторых положений шариата при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Однако после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха) никакой сон не может быть причиной установления в религии чего-либо!
Правдивое сновидение.
(Из книги Ибн аль-Кайима, Мадаридж ас-Саликин)
Это одна из частей пророчества. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Правдивое сновидение - это одна из сорока шести частей пророчества». Это то, с чего начинались откровения пророка (мир ему и благословение Аллаха). Правдивость сновидения зависит от правдивости того, кто видит это сновидение. Люди, у которых самые правдивые сновидения, произносят самые правдивые речи. Чем ближе судный час, тем меньше ошибок в сновидениях, как об этом говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха). Это происходит потому что люди все дальше и дальше уходят от времени пророчества. Когда же был силен свет пророчества, люди не нуждались в сновидениях.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не осталось от пророчества ничего, кроме радостных вестей”. Люди спросили: “А что такое радостные вести?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Благие сновидения”». Бухари, 6990.
Если сны мусульман совпадают, то это практически исключает возможность лживости сна. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что в своё время нескольким людям из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было открыто во сне, что ночью предопределения будет одна из семи последних ночей рамадана, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждёт ночи предопределения, ожидает её (наступления) в течение семи последних (ночей)». Бухари, 2015; Муслим, 1165.
Сновидение подобно внушению. Сновидение может быть от Всевышнего Аллаха, либо от собственной души, либо от шайтана. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сновидения бывают трех видов: сновидение от Аллаха, грустное сновидение от шайтана и сновидение о том, о чем человек думал наяву».
Какой из этих трех видов сновидения относится к /хидайа/? Это сновидение от Всевышнего Аллаха. Что касается сновидений пророков, то это называется откровением /вахйу/, так как сны пророков обезопашены от шайтана. В этом единодушна вся община, и поэтому Ибрахим (мир ему), увидев сон относительно принесения в жертву Исмаиля, сразу понял, что это от Всевышнего Аллаха. Что касается сновидений других людей, то это не является откровением. Поэтому такие сновидения обязательно нужно сверять с пророческими откровениями. Если кто-то хочет правдивые сны, то пусть стремится во всем быть правдивым. Пусть ест только дозволенное и выполняет приказы и запреты Всевышнего Аллаха. Пусть ложится спать в состоянии омовения. Пусть ляжет направившись к Каабе, поминая Аллаха до тех пор, пока глаза его не слипнутся и он не уснет. В таком случае его сны не будут лгать. Самые правдивые сны снятся в последнюю треть ночи. Потому что в это время Всевышний Аллах нисходит к первому небу (само нисхождение не уподобляется, а так же нельзя думать что Аллах входит в свое творение-небо, ибо это куфр хулюлизма (смешивать Господа с творениями), подразумевается оказание большей милости в эту часть ночи), приближается Его милость и прощение и шайтаны бывают наименее активны.
(из книги Ибн аль-Кайима, Мадаридж ас-Саликин)
Правдивые сны являлись причиной узаконивания некоторых положений шариата при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Однако после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха) никакой сон не может быть причиной установления в религии чего-либо!
Правдивое сновидение.
(Из книги Ибн аль-Кайима, Мадаридж ас-Саликин)
Это одна из частей пророчества. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Правдивое сновидение - это одна из сорока шести частей пророчества». Это то, с чего начинались откровения пророка (мир ему и благословение Аллаха). Правдивость сновидения зависит от правдивости того, кто видит это сновидение. Люди, у которых самые правдивые сновидения, произносят самые правдивые речи. Чем ближе судный час, тем меньше ошибок в сновидениях, как об этом говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха). Это происходит потому что люди все дальше и дальше уходят от времени пророчества. Когда же был силен свет пророчества, люди не нуждались в сновидениях.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не осталось от пророчества ничего, кроме радостных вестей”. Люди спросили: “А что такое радостные вести?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Благие сновидения”». Бухари, 6990.
Если сны мусульман совпадают, то это практически исключает возможность лживости сна. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что в своё время нескольким людям из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было открыто во сне, что ночью предопределения будет одна из семи последних ночей рамадана, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждёт ночи предопределения, ожидает её (наступления) в течение семи последних (ночей)». Бухари, 2015; Муслим, 1165.
Сновидение подобно внушению. Сновидение может быть от Всевышнего Аллаха, либо от собственной души, либо от шайтана. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сновидения бывают трех видов: сновидение от Аллаха, грустное сновидение от шайтана и сновидение о том, о чем человек думал наяву».
Какой из этих трех видов сновидения относится к /хидайа/? Это сновидение от Всевышнего Аллаха. Что касается сновидений пророков, то это называется откровением /вахйу/, так как сны пророков обезопашены от шайтана. В этом единодушна вся община, и поэтому Ибрахим (мир ему), увидев сон относительно принесения в жертву Исмаиля, сразу понял, что это от Всевышнего Аллаха. Что касается сновидений других людей, то это не является откровением. Поэтому такие сновидения обязательно нужно сверять с пророческими откровениями. Если кто-то хочет правдивые сны, то пусть стремится во всем быть правдивым. Пусть ест только дозволенное и выполняет приказы и запреты Всевышнего Аллаха. Пусть ложится спать в состоянии омовения. Пусть ляжет направившись к Каабе, поминая Аллаха до тех пор, пока глаза его не слипнутся и он не уснет. В таком случае его сны не будут лгать. Самые правдивые сны снятся в последнюю треть ночи. Потому что в это время Всевышний Аллах нисходит к первому небу (само нисхождение не уподобляется, а так же нельзя думать что Аллах входит в свое творение-небо, ибо это куфр хулюлизма (смешивать Господа с творениями), подразумевается оказание большей милости в эту часть ночи), приближается Его милость и прощение и шайтаны бывают наименее активны.
(из книги Ибн аль-Кайима, Мадаридж ас-Саликин)
Правдивые
сновидения, которые являются частью пророчества, как передается от
Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Правдивые сновидения
являются одной из сорока семи частей пророчества». ( аль-Бухари 6472 и
Муслим 4201).
Самые правдивые сновидения видят самые правдивые в своих речах. (Муслим, 4200).
К концу Времени почти все сновидения будут правдивыми, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. «Это будет по причине отдаленности времени пророчества и её влияния. Взамен верующим будет дарованы сновидения, содержащие благие вести, или которые помогут им быть терпеливыми и стойкими в вере» (аль-Бухари, 6499 и Муслим, 4200).
Сновидения бывают трех видов: рахьмани (от Аллаха), нафси (из подсознания человека) и шайтани (от шайтана). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сны бывают трёх видов: сны от Аллаха, горестные сны от шайтана и сны, связанные с тем, что человек думает, когда он бодрствует, а затем видит это во сне» (аль-Бухари, 6499 и Муслим 4200).
Сновидения, ознаменовавшие начало Откровений. (аль-Бухари, 3 и Муслим, 231).
Пророческие сны – Откровения. Эти сны защищены от влияния шайтана, по единогласному мнению Уммы. Именно поэтому пророк Ибрахим беспрекословно отправился выполнять полученное во сне повеление Аллаха принести в жертву своего сына, мир им обоим.
Все сны можно разделить на две категории:
1 Вещие сны. Это – сны пророков и праведников, которые следуют им. В редких случаях вещие сны видят другие люди (например, правдивый сон царя кафиров, который растолковал для него пророк Юсуф, мир ему). Вещими являются сны, которые в точности сбываются в реальности.
2 Несвязные сны, которые ни о чём не говорят. Они бывают разных типов:
Первый: Игра шайтана, чтобы напустить на человека печаль и тоску. Например, когда человеку снится, что ему отрубили голову, и он бросился за ней. Или, что его обуял страх, от которого он не может избавиться, и подобные бессмысленные сновидения.
Второй: Сны о том, что некоторые ангелы велят ему совершить запретное или другие подобные вещи, противоречащие здравому смыслу.
Третий: Человеку снится то, что случилось с ним в реальности, или то, чего он желал. Так же он видит во сне то, что обычно происходит с ним во время бодрствования, или то, что соответствует его превалирующему настроению. В большинстве случаев эти сны говорят о будущем, во многих случаях – о настоящем, и редко – о прошлом. См. «Фатхь аль-Бари» (12/352-354).
Передаётся от Абу Са’ида ал-Худри – да будет доволен им Аллах, – что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит сон, который ему понравится, то, поистине, это от Аллаха. Так пусть он воздаст за этот сон хвалу Аллаху и расскажет его другим. Если же ему приснится нечто другое, что ему не понравится, то, поистине, это от шайтана. Так пусть он прибегает к Аллаху от зла шайтана и не рассказывает этот сон никому, и тогда он не повредит ему». Хадис передали аль-Бухари (6584) и Муслим (5862).
Передаётся от Абу Къатады, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хорошие сны от Аллаха, а плохие – от шайтана. Кто увидит то, что ему не понравилось, пусть сплюнет налево три раза и прибегает к Аллаху от шайтана, и тогда это не повредит ему». Хадис передали аль-Бухари (6594) и Муслим (5862).
От Джабира – да будет доволен им Аллах – передаётся, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо из вас увидит сон, который ему не понравится, пусть сплюнет налево три раза, прибегает к Аллаху от шайтана три раза и повернётся на другой бок». Хадис передал Муслим (5864).
Ибн Хьаджар сказал: Подводя итог сказанному о хороших снах, можно упомянуть три вещи:
1 Человек должен воздать хвалу Аллаху за этот сон.
2 Он должен возрадоваться за этот сон.
3 Он должен рассказать о нём тому, кого он любит, но не тому, к кому он чувствует неприязнь.
Подводя итог сказанному о плохих снах, можно упомянуть четыре вещи:
1 Человек должен прибегнуть к Аллаху от зла этого сна.
2 Он должен искать убежища у Аллаха от зла шайтана.
3 Он должен сплюнуть налево три раза, когда проснётся.
4 Он никому не должен рассказывать этот сон.
У аль-Бухари в главе «Оковы во сне» приводится хадис от Абу Хурайры, где говорится о пятой вещи. Текст хадиса таков: «Если кто-нибудь из вас увидит то, что ему не понравится, пусть не рассказывает об этом никому, и пусть встанет и совершит молитву». Имам Муслим привёл его в своём «Сахихе» как хадис-мавсуль.
Муслим добавил шестую вещь: повернуться на другой бок…
В итоге мы имеем шесть вещей: первые четыре; молитва, например, в два раката; изменение позы, например, лечь на спину. (См. «Фатхь аль-Бари», 12/370)
Согласно хадису, который приводит ат-Тирмизи от Абу Разина: «И пусть не рассказывает свой сон никому, кроме как очень близкому другу или мудрому человеку». Согласно другому сообщению: «И пусть не рассказывает никому, кроме как мудрому или другу». В другом сообщении говорится: «И пусть не рассказывает свой сон никому, кроме как ученому или искреннему советчику». Аль-Къады Абу Бакр б. аль-‘Араби сказал: «Ученый даст ему хорошее толкование, на которое он способен, а искренний советчик направит его к тому, что принесет ему пользу, и поможет ему. Что касается мудрого человека, то он знает его толкование и сообщит ему только то, что поддержит его, или промолчит. Что касается друга, то если он знает хорошее, то скажет ему, а если не знает или сомневается, то промолчит». См. «Фатх аль-Бари» (12/369).
Самые правдивые сновидения видят самые правдивые в своих речах. (Муслим, 4200).
К концу Времени почти все сновидения будут правдивыми, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. «Это будет по причине отдаленности времени пророчества и её влияния. Взамен верующим будет дарованы сновидения, содержащие благие вести, или которые помогут им быть терпеливыми и стойкими в вере» (аль-Бухари, 6499 и Муслим, 4200).
Сновидения бывают трех видов: рахьмани (от Аллаха), нафси (из подсознания человека) и шайтани (от шайтана). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сны бывают трёх видов: сны от Аллаха, горестные сны от шайтана и сны, связанные с тем, что человек думает, когда он бодрствует, а затем видит это во сне» (аль-Бухари, 6499 и Муслим 4200).
Сновидения, ознаменовавшие начало Откровений. (аль-Бухари, 3 и Муслим, 231).
Пророческие сны – Откровения. Эти сны защищены от влияния шайтана, по единогласному мнению Уммы. Именно поэтому пророк Ибрахим беспрекословно отправился выполнять полученное во сне повеление Аллаха принести в жертву своего сына, мир им обоим.
Все сны можно разделить на две категории:
1 Вещие сны. Это – сны пророков и праведников, которые следуют им. В редких случаях вещие сны видят другие люди (например, правдивый сон царя кафиров, который растолковал для него пророк Юсуф, мир ему). Вещими являются сны, которые в точности сбываются в реальности.
2 Несвязные сны, которые ни о чём не говорят. Они бывают разных типов:
Первый: Игра шайтана, чтобы напустить на человека печаль и тоску. Например, когда человеку снится, что ему отрубили голову, и он бросился за ней. Или, что его обуял страх, от которого он не может избавиться, и подобные бессмысленные сновидения.
Второй: Сны о том, что некоторые ангелы велят ему совершить запретное или другие подобные вещи, противоречащие здравому смыслу.
Третий: Человеку снится то, что случилось с ним в реальности, или то, чего он желал. Так же он видит во сне то, что обычно происходит с ним во время бодрствования, или то, что соответствует его превалирующему настроению. В большинстве случаев эти сны говорят о будущем, во многих случаях – о настоящем, и редко – о прошлом. См. «Фатхь аль-Бари» (12/352-354).
Передаётся от Абу Са’ида ал-Худри – да будет доволен им Аллах, – что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит сон, который ему понравится, то, поистине, это от Аллаха. Так пусть он воздаст за этот сон хвалу Аллаху и расскажет его другим. Если же ему приснится нечто другое, что ему не понравится, то, поистине, это от шайтана. Так пусть он прибегает к Аллаху от зла шайтана и не рассказывает этот сон никому, и тогда он не повредит ему». Хадис передали аль-Бухари (6584) и Муслим (5862).
Передаётся от Абу Къатады, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хорошие сны от Аллаха, а плохие – от шайтана. Кто увидит то, что ему не понравилось, пусть сплюнет налево три раза и прибегает к Аллаху от шайтана, и тогда это не повредит ему». Хадис передали аль-Бухари (6594) и Муслим (5862).
От Джабира – да будет доволен им Аллах – передаётся, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо из вас увидит сон, который ему не понравится, пусть сплюнет налево три раза, прибегает к Аллаху от шайтана три раза и повернётся на другой бок». Хадис передал Муслим (5864).
Ибн Хьаджар сказал: Подводя итог сказанному о хороших снах, можно упомянуть три вещи:
1 Человек должен воздать хвалу Аллаху за этот сон.
2 Он должен возрадоваться за этот сон.
3 Он должен рассказать о нём тому, кого он любит, но не тому, к кому он чувствует неприязнь.
Подводя итог сказанному о плохих снах, можно упомянуть четыре вещи:
1 Человек должен прибегнуть к Аллаху от зла этого сна.
2 Он должен искать убежища у Аллаха от зла шайтана.
3 Он должен сплюнуть налево три раза, когда проснётся.
4 Он никому не должен рассказывать этот сон.
У аль-Бухари в главе «Оковы во сне» приводится хадис от Абу Хурайры, где говорится о пятой вещи. Текст хадиса таков: «Если кто-нибудь из вас увидит то, что ему не понравится, пусть не рассказывает об этом никому, и пусть встанет и совершит молитву». Имам Муслим привёл его в своём «Сахихе» как хадис-мавсуль.
Муслим добавил шестую вещь: повернуться на другой бок…
В итоге мы имеем шесть вещей: первые четыре; молитва, например, в два раката; изменение позы, например, лечь на спину. (См. «Фатхь аль-Бари», 12/370)
Согласно хадису, который приводит ат-Тирмизи от Абу Разина: «И пусть не рассказывает свой сон никому, кроме как очень близкому другу или мудрому человеку». Согласно другому сообщению: «И пусть не рассказывает никому, кроме как мудрому или другу». В другом сообщении говорится: «И пусть не рассказывает свой сон никому, кроме как ученому или искреннему советчику». Аль-Къады Абу Бакр б. аль-‘Араби сказал: «Ученый даст ему хорошее толкование, на которое он способен, а искренний советчик направит его к тому, что принесет ему пользу, и поможет ему. Что касается мудрого человека, то он знает его толкование и сообщит ему только то, что поддержит его, или промолчит. Что касается друга, то если он знает хорошее, то скажет ему, а если не знает или сомневается, то промолчит». См. «Фатх аль-Бари» (12/369).